Из чего состоят предметы. Проект «Из чего сделаны предметы? Тема «Из чего состоят все предметы»
Тема «Из чего что сделано».
Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Планируемые результаты: Метапредметные
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
Предметные: у знают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки
Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.
Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные светофоры, цветные карандаши (фломастеры), клей,
1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Посмотрите друг на друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы вы были внимательными, активными, находчивыми. а главное трудолюбивыми.
Пусть девизом урока станут слова
«Знаешь сам-расскажи другому!»
Ребята, чтобы приступить к работе, давайте спланируем свои действия. В начале урока мы всегда что делаем? повторить
На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит
Знания не будут прочными, поэтому надо их… закрепить
А также обязательно любую работу надо… проверить и оценить
Ну, а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у вас все получится.
2. Проверка домашнего задания.
Какой раздел мы с вами изучаем? (Жизнь города и села)
( ( Промышленность, торговля, транспорт, строительство, сельское хозяйство)
А)Индивидуальные задания по карточкам. (4 детей получают задания)
- Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.
1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.
2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.
Б) Игра “Верно -неверно”.
Поиграем в игру “Верно -неверно” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)
Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)
Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)
Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)
Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)
Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)
Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)
Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)
Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)
Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)
Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)
Может ли современная экономика работать без денег? (нет)
В) Мини- проект «Как появились деньги?»
Г) Рассказ Лентицкой Е. о профессии родителей.
К какой отрасли экономики относится эта профессия?
Какие отрасли экономики есть в нашем район? (Сельское хозяйство, транспорт, торговля.)
Можем ли мы сказать. Какая профессия самая главная?
Молодцы, что так много узнали об экономике.
3. Самоопределение к деятельности
Ребята на урок я принесла вот эти предметы.
Какой вопрос возникает у вас при виде этих предметов? (Из чего они сделаны?)
Значит тема нашего урока «Из чего что сделано?»
Прочитайте тему урока в учебнике.с.108.
Какие учебные задачи поставим перед собой?
Используйте для этого фразу: «Я думаю,что…
Прочитаем в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.
4. Совместное открытие знаний.Изучение нового материала.
Что показалось трудным и непонятным? (Производственные цепочки)
Производственная цепочка - порядок изготовления предмета.(Доска )
Из каких материалов сделаны эти предметы? (Глина, металл, шерсть. дерево)
Ребята, что общего у этих предметов? (Сделаны руками человека)
С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.
В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.
Задание на с.108 из учебника (Взаимопроверка)
Работа в группах. Задание с.109.
Из глины- 1 группа
Из шерсти -2 группа
Из металла- 4 группа
Из дерева-3 группа
Класс знакомится с производством изделий по плану и оформляет плакат:
1.Изучить информацию в учебнике.
2.Рассмотреть рисунки.
3.Порядок изготовления предметов.
4.Изобразить производственную цепочку с помощь моделей.
5.Подготовить плакат.
Работайте дружно-будет успешным результат.
5. ФИЗМИНУТКА.
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет второй класс
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз- кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
6. Выступление групп.
Группы провели небольшие исследования и сейчас расскажут, как изготавливают предметы. Перед выступлением дети загадывают загадки.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.(Глина)
Каждый год молодцу
Прибавляет по кольцу. (Дерево)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Овца, баран)
Иду в воду красен, а выйду чёрен.(Металл)
План выступления.
Название предмета.
Для чего нужен?
Из чего сделан
Как сделан?
7.Первичное закрепление.
Вопросы в рамке учебника с.111.
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.
(работа в парах)
Рабочая тетрадь с.79-71
Задание1.
Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.
Задание2.
Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.
(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)
«5» - без ошибок.
«4» - 1 ошибка
«3» -2 ошибки. ( Проверить работу на мультимедиа )
А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)
На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?
1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.
2) Расходовать экономно.
3)Сажать новые деревья.
4)Восстанавливать земли на месте карьеров.
9.Включение в систему знаний.
Человеку нужны разные вещи.
Где но берёт материал для их изготовления? (В природе)
На что должены обращать внимание люди. Добывая в природе различные материалы?
Прочитайте в учебнике на с.111 (выделено жирным шрифтом)
О каких производственных цепочках узнали?
Задание 3. Рабочая тетрадь с.71 №3.
1, 2 цепочки для слабых
Для сильных (Придумать исходный материал)
8. Итог урока.
Проверьте, насколько внимательны вы были на урок.
Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе .)
Для изготовления шапки и шарфа нужна- (шерсть )
Бумагу делают из (дерева )
Для изготовления керамической посуды нужна (глина )
Кастрюли, ложки делают из (металла )
На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)
Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не вечны, их нужно беречь.
К чему может привести неразумное, расточительное использование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета станет безжизненной пустыней.)
Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.
Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.
На какой вопрос отвечали на уроке? (Из чего что сделано?) – Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи, книги?
А как вы думаете, сегодня на уроке мы узнали обо все природных материалах, из которых можно сделать предметы одежды и посуды? (НЕТ)
Какие предметы в классе сделаны из природного материала?
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Вашим домашним заданием будет :
Узнать, какие ещё есть природные материалы и что из них делается?
На следующем уроке расскажете об этом своим одноклассникам.(По желанию)
-Выяснить, какие материалы использованы для изготовления вашей игрушки.
Рабочая тетрадь с.71 №4. Для сильных
10.Рефлексия
Я знаю, что …
Я научился …
Я удовлетворён…
Класс: 2
Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Планируемые результаты: Метапредметные
Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки
Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.
Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)
1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
2. Проверка домашнего задания.
А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)
Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.
1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.
2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.
Б) Игра “Верно это или нет”.
Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)
Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)
Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)
Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)
Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)
Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)
Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)
Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)
Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)
Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)
Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)
Самоопределение к деятельности
Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.
(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)
Определите, какой “лишний”? (ракушка)
Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)
Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)
Практическая работа.
Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)
Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),
Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),
Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),
Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).
О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)
Прочитайте тему урока в учебнике.
Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.
Работа над темой урока.
Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)
А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.
1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)
Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?
(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.
1. Стрижка овец;
2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;
3. Изготовление шерстяного полотна;
4. Нанесение рисунка на ткань;
5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.
Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?
А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?
2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)
Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.
а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.
Существует различные виды бумаги. Где её используют?
На комбинате изготавливают бумагу.
- Писатель пишет произведение.
- Художник делает иллюстрации
- В издательстве печатают книги.
- В магазине появляются книги.
Выступление детей.
Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.
Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.
б) Показ коллекции различных видов бумаги.
Для чего используется бумага?
Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.
А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)
6.Физминутка
А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)
А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)
А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)
7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)
Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)
А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.
(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)
Рассказ ученика о глине.
Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .
В давние времена, когда не было холодильников,
глиняные кувшины использовали для хранения
холодной воды. Вода оставалась холодной, так как
просачивалась через тонкие поры кувшина и
испарялась, что и помогало сохранять воду
холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из
специальной белой глины изготавливают фарфоровые
изделия
. При обжиге такая глина приобретает
белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.
Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.
В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)
Рассказ ученика о производстве железа
Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.
Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.
Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.
Как добывают руду?
Тут не обойтись без огромного, могучего,
стального копалы – черпалы, маленького
бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества
и длинных проводов. Пробурят горняки в земле
скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам
пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв -
тонны земли, камней взметнутся в воздух,
разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под
ними руда. Бывает, что и саму руду приходится
дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За
работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет
экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и
нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот
руду привезли на завод. Как же превратить ее в
железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В
огромных, словно высотные дома, печах - домнах
день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной
из таких домен по наклонной дороге поползли
вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют
груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в
других - белый камень, известняк, в третьих -
топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно
пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего
каменного угля. Ну а известняк помогает коксу
вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы
он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать
огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот
почему рядом с домной стоят ещё несколько башен.
В них-то и нагревается воздух. Могучие
вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки,
непрерывно раздувая в домнах огненную бурю.
Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли
металла чугуна собираются в струйки, ручейки...
Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее,
что было в руде, поднимается, всплывает
пузыристой огненной пеной. Это шлак.
Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.
Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.
Закрепление (работа в парах):
Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2
Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.
Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.
(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)
А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)
На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?
1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.
2) Расходовать экономно.
3)Сажать новые деревья.
4)Восстанавливать земли на месте карьеров.
8. Итог урока:(слайд 8)
На какой вопрос отвечали на уроке?
Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?
Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.
9.Рефлексия.(слайд 9)
- Я знаю, что …
- Я научился …
- Я удовлетворён…
10. Домашнее задание (слайд 10)
Урок № 3.
Тема: Из чего состоят все предметы?
Цели:
– научить правильно употреблять понятие «вещество», различать предмет и вещество, из которого он состоит;
– научить различать твёрдые тела, жидкости и газы;
– научить превращать вещество из одного состояния в другое.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы .
Слайд 2.
– Назовите предметы одним словом:
1) Стол, табуретка, шкаф, комод. (Это мебель.)
2) Платье, рубашка, брюки, юбка. (Это одежда.)
3) Ложки, чайник, нож, кастрюля. (Это посуда.)
– Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны человеком, или вещи.)
– Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов.)
– Подумайте, из каких материалов сделаны предметы каждой группы? Подберите нужное слово: деревянные, металлические, стеклянные. (Предметы первой группы – деревянные, второй – стеклянные, третьей – металлические.)
– Откуда же человек взял материалы для изготовления перечисленных вещей? (Это природные материалы.)
– Какой вывод мы можем сделать на основании наших наблюдений? (Все вещи из чего-то сделаны . Вещей много, а то, из чего они сделаны, объединяет их в группы.)
– Как вы думаете, можно ли это наблюдение применить к предметам природы и выделить такие группы?
– Назовите несколько вам известных природных материалов. (Из камня – горы, реки и озёра – из воды…)
– А если обратиться к живой природе? Распространяется ли наше наблюдение на живую природу? (Да, всё живое тоже из чего-то состоит.)
– Можно ли то, из чего состоят предметы, отнести к понятиям? (Да, это можно назвать понятием.)
– Значит, всё, из чего состоят вещи и природа, можно назвать одним словом?
– Назовите. Знакомы ли мы с таким словом? (Нет. Мы не знаем такого слова.)
– Что нужно сделать? (Нужно придумать название.)
– Какие вопросы у вас возникают?
Слайд 3.
Попробуем составить план урока.
План ( примерный ).
1. Из чего состоят все вещи?
2. Из чего состоят живые существа и неживая природа?
3. Как называется то, из чего состоят все предметы?
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
– Придумайте своё название.
Слайд 4.
Дети предлагают названия .
Слайд 5, 6, 7.
– Подумайте, из чего сделаны эти предметы?
Физкультминутка.
Слайд 9.
В науке есть название этому понятию. Это – вещества .
– Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)
– Подумайте, из каких веществ состоят эти предметы?
– Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)
– Да, есть металл, древесина, пластмасса.
Слайд 10.
–Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?
Столовые приборы, линейка, посуда.
Молоко, чай, чернила, сок, вода.
Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.
– Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)
– Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми , вторые – жидкими , третьи – газообразными. )
– Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)
– Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.
Имеет ли вещество постоянную форму?
Какое оно на ощупь?
Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик .
Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.
Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.
Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.
– Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)
Слайд 11.
– Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.
– Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.
Вода, лёд, снег, пар из чайника.
(Все они состоят из воды.)
– Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)
– Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)
– Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)
Слайд 12.
– Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)
Основные выводы:
1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.
2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным.
3. Нам известно одно или несколько его состояний в природе.
4. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.
– На все ли поставленные вопросы мы ответили?
– Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?
– Что мы сейчас с вами делали?
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Откройте учебники на с. 14–15 и рабочие тетради. Выберите задание по желанию. Обсудите ответы в группах.
После обсуждения каждая группа представляет свой ответ.
Игра «Назови, из чего состоит предмет».
К доске вызывается ведущий, который называет предметы, а дети называют вещества.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
ΙV . Домашнее задание.
Слайд 13.
2. Выполнить задания в рабочих тетрадях на с. 3 № 1, 2.
V . Итог урока.
– Что нового узнали?
– Где пригодятся знания?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
Придумайте свое название. - В науке есть название этому понятию. Это - вещества . - Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? - Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? - Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.
Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2 класса.
Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.
Проведем исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет. Задание: Проведи наблюдение за предметом: 1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет? 2. Какого оно цвета? 3. Опиши его поверхность. 4. Имеет ли это вещество запах? 5. Положи предмет в воду и выясни, он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет. 6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздем? 7. Притягивается ли магнитом? Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый предмет со свойствами известных тебе веществ. Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?
Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества. а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества. б) Мяч, расческа, ручка состоят из одного и того же вещества. в) Молоко, кефир, творог. г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.
Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить?
Да, есть металл, древесина, пластмасса.
Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу? 1) Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка. 2) Молоко, чай, чернила, сок, вода. 3) Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника. - Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? - Что же их объединяет в этом случае? - Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? - Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твердых и газообразных веществ по плану. 1. Имеет ли вещество постоянную форму? 2. Какое оно на ощупь? (Группам предлагаю взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик)
Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? - Хорошо, продолжаем наблюдение. Попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение. - Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее. Вода, лед, снег, пар из чайника.
Разбейте эти предметы на группы (Т - твердые, Ж - жидкие, Г - газообразные). - Как сформулировать наше наблюдение.
Первые бывают твердыми, вторые - жидкими, третьи газы (газообразными).
Все жидкости, твердые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.
Почему же вода стала твердой или газообразной? - Какой можно сделать вывод?
Основные выводы: 1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ. 2. Каждое вещество может быть и твердым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе. 3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое. - На все ли поставленные вопросы мы ответили? - Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?
1 4 3 4 3
– Придумайте своё название.
Дети предлагают названия .
– В науке есть название этому понятию. Это – вещества .
– Как вы думаете, что мы будем исследовать на нашем уроке? (Мы думаем, что будем говорить о веществах и наблюдать за ними.)
– Что мы должны узнать о веществах? Какие вопросы у вас возникают? (Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?)
– Давайте разместим эти вопросы на доске и постепенно будем на них отвечать.
Работа с плакатом «Из чего состоит вещество» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса.
– Определите вещества, из которых состоят данные предметы, заполните таблицу.
– Проведём исследование в группах. Вам необходимо рассмотреть предметы и сделать выводы, отвечая на сформулированные на карточках вопросы о веществе, из которого состоит предмет.
Задание :
Проведи наблюдение за предметом:
1. Как выглядит вещество, из которого состоит предмет?
2. Какого оно цвета?
3. Опиши его поверхность.
4. Имеет ли это вещество запах?
5. Положи предмет в воду и выясни: он легче или тяжелее воды, растворим в воде или нет?
6. Прочен ли предмет, можно ли его поцарапать гвоздём?
7. Притягивается ли магнитом?
Собери информацию и сравни описание свойств данного вещества, из которого состоит исследуемый предмет, со свойствами известных тебе веществ.
Сделай вывод: из какого вещества состоит этот предмет?
Группы готовят всё необходимое для исследования. Каждой из них выдаётся набор предметов от 3 до 5, в зависимости от скорости работы группы.
Например:
1-я группа получает предметы: линейка деревянная, ложка, расчёска, молоко.
2-я группа получает предметы: пенал деревянный, ножницы, ручка пластмассовая непрозрачная, кефир.
3-я группа получает предметы: мяч пластмассовый, кнопка, карандаш, творог.
Дети наблюдают, используя план исследования. Далее обмениваются результатами.
* Одна группа описывает вещество, из которого состоит предмет. Другие группы приходят к выводу, что у них есть предмет, который состоит из того же вещества.
а) Линейка, пенал, карандаш состоят из одного и того же вещества.
б) Мяч, расчёска, ручка состоят из одного и того же вещества.
в) Молоко, кефир, творог.
г) Кнопка, ножницы, ложка состоят из похожего вещества.
– Посмотрите на доску. На какой вопрос мы уже можем ответить? (Мы можем ответить на вопрос: как называются разные вещества?)
– Да, есть металл, древесина, пластмасса.
– Продолжаем наше исследование. Почему предметы собраны в одну группу?
Камень, доска, мел, ручка, стол, чашка.
Молоко, чай, чернила, сок, вода.
Воздух внутри шарика; пар, поднимающийся из носика чайника.
– Можно ли сказать, что предметы в каждой группе состоят из одного и того же вещества? (Нет, все они состоят из разных веществ.)
– Что же их объединяет в этом случае? (Первые бывают твёрдыми , вторые – жидкими , третьи – газообразными. )
– Какое предположение можно выдвинуть относительно этого наблюдения за веществами? (Все жидкости, твёрдые вещества и газы такие разные, но есть свойства, которые их объединяют.)
– Давайте рассмотрим по одному из предметов каждой группы и сделаем вывод об общих свойствах жидкостей, твёрдых и газообразных веществ по плану.
1. Имеет ли вещество постоянную форму?
2. Какое оно на ощупь?
Группам предлагается взять мел, воду в стакане и надутый воздушный шарик .
Твёрдые вещества имеют постоянную форму. Их можно подержать в руке. Они могут плавать или тонуть в воде.
Жидкие вещества принимают форму сосуда, в который их наливают. Их трудно удержать в руке – они вытекают через любое отверстие. На ощупь они мокрые.
Газообразные вещества не имеют постоянной формы. Они, в отличие от жидкостей, занимают не часть сосуда или комнаты, а стремятся равномерно распределиться внутри. Они очень лёгкие. Газ трудно заметить. Но если помахать перед собой рукой, можно ощутить его около себя.
– Какой напрашивается вывод относительно веществ, которые нас окружают? (Возможно, все вещества, окружающие нас, бывают либо твёрдыми, либо жидкими, либо газообразными.)
– Хорошо, продолжаем наблюдение, попробуем выяснить, справедливо ли наше утверждение.
– Догадайтесь, почему предметы находятся в одной группе, подберите понятие, их объединяющее.
Вода, лёд, снег, пар из чайника.
(Все они состоят из воды.)
– Разбейте эти предметы на группы (Т – твёрдые, Ж – жидкие, Г – газообразные). (Т – лёд, снег, Ж – вода, Г – пар из чайника.)
– Как сформулировать наше наблюдение? (Возможно, каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.)
– Почему же вода стала твёрдой или газообразной? (Когда тепло – вода жидкая, зимой холодно – вода твёрдая, плита очень горячая – вода превратилась в пар.)
– Какой можно сделать вывод? (Возможно, при охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.)
Основные выводы:
1. Все предметы вокруг нас состоят из веществ.
2. Каждое вещество может быть и твёрдым, и жидким, и газообразным, но нам известно одно или несколько его состояний в природе.
3. При охлаждении и нагревании вещества переходят из одного состояния в другое.
– На все ли поставленные вопросы мы ответили?
– Как называются разные вещества? Чем они друг от друга отличаются?
– Что мы сейчас с вами делали?
– Какое умение формировали?