Определение слова боярская дума. Состав боярской думы. Прекращение деятельности Боярской Думы
Боярская дума являлась совещательным органом. В XV в. Дума окончательно оформила свой юридический статус. В её составе выделились служилые чины: боярин, окольничий, думный дьяк. Численность членов Думы была – до 20 человек. В течениеXVIв. между Думой и князьями шла борьба за приоритет в управлении, после правления Ивана Грозного (связано с казнями бояр) Боярская дума брала с избираемых царей крестоцеловальные записи. При первых Романовых компромисс был достигнут. Боярская дума стала важной составной частью сословно-представительной монархии как постоянно действующий высший государственный орган и как верхняя палата русского парламента – Земского собора. Членство в ней давалось за особые заслуги перед государством и являлось пожизненным. Получение думного чина зависело от воли государя. Права Боярской думы никаким законом не определялись, здесь действовало обычное право. Как орган верховной власти она обладала правом назначения центральных и местных начальников например воевод, судей и др. В Боярской думе сосредоточивались судебные дела по Докладу и по апелляции. Принадлежала ей и законодательная инициатива, как и право принимать и утверждать законы. Заседала Боярская дума в царском дворце.
Земские соборы: периодизация истории существования, порядок формирования.
Созыв Земского собора объявлялся царской грамотой. Туда входили представители различных сословий, их численный состав были неопределенными. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Особые преимущества на выборах имело столичное дворянство, посылавшее обычно по 2 человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Из 192 выборных членов Земского собора 1642 г. 44 человека были делегированы московскими дворянами. Большее представительство имели и высшие торгово-ремесленные круга Москвы. Общее число депутатов-горожан иногда достигало 20%.члены. Первый Земский собор состоялся в 1549, при царе Иване IV.
Земский собор 1584 утвердил на царском престоле последнего царя из династии Рюриковичей, Федора Иоанновича. Земский собор 1598 избрал на русский царский престол Бориса Годунова. Земский собор 1613 избрал на царский престол первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Алексей Михайлович при своем восшествии на царский престол в 1645 также был утвержден решением Земского собора. В 1613-1615 Земские соборы занимались обобщением донесений воевод и рассылкой им предписаний, ведением переговоров с Польшей, борьбой с разбоями, руководством военными силами государства, введением новых налогов.
Соборы 1616-1642 устанавливали новые налоги, организовывали оборону от польской, турецкой и крымской агрессий. Земский собор 1648-1649 разработал и утвердил Соборное Уложение 1649, Земский собор 1653 принял решение о присоединении Украины к России. Это был последний настоящий Земский собор.
В 60-80-х гг. XVIIв. Земский собор в полном составе не созывался, собирались лишь комиссии по сословиям (преимущественно, боярские), которые, по поручению царя, рассматривали самые разнообразные вопросы и предлагали монарху свои варианты разрешения насущных проблем.
1) в Древней Руси совещание князей с близкими родственниками, старшими дружинниками («княжими мужами», думцами), старцами градскими, представителями духовенства и др. Она не имела постоянного состава, собиралась по мере надобности. 2) С XII в. вследствие наделения землей «княжих мужей» и их слияния с земскими боярами стала думой князя и бояр. Она участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства, религии и т. д. (являлась советом великого князя с его вассалами, обладавшими определенной политической силой). Политическая роль Б.д. в XII–XIV вв. значительно выросла в связи с увеличением боярского землевладения, ростом привилегий бояр. 3) В Русском государстве конца XV – начала XVIII в. – сословно-представительный постоянный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внутренней и внешней политики.
В Северо-Восточной Руси в XIV–XV вв. в Б.д. входили бояре, ведавшие отдельными отраслями (путями) дворцового княжеского управления (путные бояре), а также тысяцкий, окольничий, дворецкий и другие лица княжеской администрации. Состав, права и компетенция Б.д. не были строго определены законом. С начала XV в. членами Б.д. стали так называемые «большие бояре», представители высшего слоя бояр, постоянные советники великого князя, исполнители его наиболее важных поручений. С образованием Русского централизованного государства Б.д. превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. В нее входили думные чины – бояре, окольничий, с начала XVI в. – думные дворяне, несколько позже – думные дьяки. Преобладающее влияние в Б.д. принадлежало боярам из титулованной знати – представителям княжеских фамилий. В эпоху сословно-представительной монархии Б.д. осуществляла власть совместно с царем. Ее влияние было значительным и в работе Земских соборов. Являясь высшим государственным учреждением, Б.д. не имела самостоятельной компетенции, ее функции были неотделимы от функций государя, она олицетворяла высшую исполнительную и судебную власть, была высшей апелляционной инстанцией.
В начале XVII в. Б.д. пыталась ограничить самодержавную власть царя с помощью крестоцеловальной записи, взятой с царя Василия Шуйского в 1606 г. Не исключено, что какая-то ограничительная запись была взята Б.д. с царя Михаила Федоровича.
В XVI и особенно в XVII в. состав Б.д. пополнялся центральной властью за счет менее знатных лиц – родственников и приближенных царя: в ее ряды влилось большое количество думных дворян, выдвинувшихся благодаря личным заслугам; увеличилось число думных дьяков (они представляли влиятельную прослойку приказной бюрократии). В начале XVII в. насчитывалось 30 членов Думы, а к концу века их число превысило 150 чел.
Б.д. работала довольно напряженно. Заседания обычно проходили ежедневно, бояре съезжались «в первом часу после восхода солнца» и заседали до 5–6 часов вечера. Б.д. обсуждала все вопросы обычно вместе с великим князем, а затем с царем; решение Б.д. в таких случаях начиналось формулой: «царь указал и бояре приговорили», некоторые вопросы царь решал без Б.д., другие Б.д. решала без царя, но по его поручению («бояре приговорили»); эти решения утверждались царем. Б.д. контролировала деятельность приказов, назначала воевод. В начале царствования Петра I количественный состав Б.д. уменьшился, из ее ведения были изъяты наиболее важные дела, которые решались новыми сановниками, выдвинутыми Петром I; число заседаний Б.д. резко сократилось. С образованием Сената в 1711 г. Б.д. была ликвидирована.
С X и до XVIII в. Б.д. стояла во главе древнерусской администрации, была маховым колесом, приводившим в движение весь правительственный механизм, она же большей частью и создавала этот механизм, законодательствовала, регулировала все отношения, давала ответы на вопросы, обращенные к правительству.
Отличное определение
Неполное определение ↓
1) в Киевском государстве совет при князе членов столбовой дружины и других близких к нему лиц; 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском централизованном государстве конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе); имел законосовещательный характер.
Отличное определение
Неполное определение ↓
БОЯРСКАЯ ДУМА
совет крупнейших феодалов при великом князе (с 1547 г. – при царе) в Русском государстве. В период феодальной раздробленности этот совет не представлял собой постоянно действовавшего учреждения и не имел определенного состава и компетенции. В конце 15 в. совет при князе становится постоянным органом со строго определенными функциями и получает особое название «Боярская дума». Б. д. решала совместно с князем (позднее царем) все основные вопросы законодательства, управления, суда, внешней политики. Б. д. была высшей судебной инстанцией. Она рассматривала политические преступления, преступления по должности, местнические споры (см. Местничество) и являлась высшей апелляционной инстанцией в отношении решений приказов (см.). Законы издавались «с государева докладу и со всех бояр приговору». Руководил заседаниями Б. д. царь, а в его отсутствие – уполномоченный им боярин.
Обладая значительной властью, Б. д. не представляла учреждения с самостоятельной компетенцией. Обычно решения Б. д. обсуждались и выносились совместно с царем (ранее великим князем) или подготовлялись Думой и утверждались им. Царь же мог принять решение и без участия Б. д. Но в периоды междуцарствий Б. д. приобретала огромное значение – она становилась единственным постоянным органом власти.
Первоначально в Б. д. входили исключительно представители крупной землевладельческой знати – бояре и окольничьи. С начала 15 в. бояре вводились (назначались) в Б. д. великим князем и потому назывались «введенными». Великий князь фактически обязан был принимать советы Б. д., выражавшей мнение наиболее влиятельной группы его вассалов, обладавших огромными земельными владениями и значительными военными отрядами, имевших право отъезда (право отказа от службы своему сеньору – князю – и перехода на службу к другому князю).
По мере роста численности и расширения политических прав дворянства (см.) в Б. д. включаются и представители дворянских фамилий. При Иване Грозном устанавливается особый чин «думный дворянин», что являлось одним из ударов по старинному боярству. Тогда же вводится в Б. д. и бюрократический элемент – думные дьяки, что также ущемляло интересы аристократических фамилий, но отвечало стремлениям дворянства. С ростом политического влияния дворян московские великие князья, опираясь на них, постепенно ликвидировали право отъезда бояр, что ослабило значение Б. д. Сильно подорвала роль боярства, а следовательно, и Б. д. опричнина (см.). В 17 в. значение боярской аристократии в Б. д. падает. Ее решительно вытесняют люди неродовитые, выходцы из дворянства, стоящие за неограниченную царскую власть. Так, в конце. 17 в. менее половины членов Думы составляли представители старых боярских фамилий, бывших в Б. д. при прежней династии. Неуклонно увеличивался численный состав Б. д. Соответственно изменялась компетенция Б. д. и ее политическое значение.
В 17 в. установилась практика обсуждения важнейших вопросов в т. н. Ближней (или Тайной) думе, состоявшей из небольшой группы самых доверенных и близких к царю лиц. Во второй половине 17 в. цари все реже и реже созывают Б. д. Ее место уже при царе Алексее Михайловиче (1645–76 гг.) начинает занимать Ближняя дума («Комната»).
В конце 17 в. из состава Б. д. выделилось особое учреждение – Расправная палата, сначала решавшая гл. обр. судебные дела, а затем постепенно превратившаяся в орган, заменявший в ряде случаев Б. д. Так как состав Расправной палаты определялся исключительно усмотрением царя, то это еще более подрывало значение Б. д.
По мере развития абсолютизма (см.) власть Б. д. уменьшалась и ее политическое значение падало. В начале царствования Петра I важнейшие дела, находившиеся в ведении Б. д., были переданы новым учреждениям, а сама Б. д. превратилась в исполнительный орган при государе, т. н. Ближнюю канцелярию, или «консилию министров», – совещание лиц, заведовавших различными приказами. Окончательно Б. д. была ликвидирована в 1711 г. с созданием Петром I Сената (см.).
Отличное определение
Неполное определение ↓
В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в., сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств («княжата»), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже великие или введеные дьяки (позже они стали называться думными дьяками), а также представители московского дворянства - думные дворяне. В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начали играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний велико княжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.
Судьи из бояр и дворян впервые появились в приказе Казанского дворца, Ямском приказе, четвертях (Новгородской и Нижегородской).
В конце XVI в. расширилась сеть судных приказов, во главе которых неизменно стояли бояре. Фамилии представителей служилой знати значатся в качестве судей, возглавлявших подавляющее большинство общегосударственных приказов: Большого прихода, Разбойного, Московского, Владимирского, Рязанского и Дмитровского, Земского двора, Казанского дворца, Новгородской и Нижегородской четвертей, Стрелецкого, Пушкарского, Челобитного, Холопьего суда и Ямского. Во главе важнейших приказов - Посольского, Разрядного и Поместного - традиционно стояли думные дьяки, являвшиеся своеобразными секретарями Боярской думы.
Во время крупных военных походов родовитые бояре пользовались преимущественным правом на замещение высших командных постов в армии. Во главе полков в крупнейших походах стояли знатнейшие бояре Мстиславские, Шуйские, Трубецкие, Голицыны и другие. Следует, правда, отметить, что в XVI-XVII вв. должностные назначения не всегда соответствовали чиновному положению служилого человека. Но цвет княжеско-боярской аристократии сосредоточивался, прежде всего, именно в Думе, в высшем ее боярском чине. В крупных походах большой полк обычно возглавлял первый думный боярин конце XVI-начале XVII в. это были князья Мстиславские). Формально он вы как главнокомандующий армией. Но военная власть первого боярина и воеводы могла существенно ограничиваться. Во время государевых походов с царем выступал его двор (царская гвардия), во главе которого стояли дворовые воеводы, обычно из числа наиболее приближенных к особе государя лиц, его фаворитов. Уже в 1680-х гг. звание дворового воеводы прочно закрепляется в титулатуре Бориса Годунова. Главный воевода (первый воевода большого полка) обязан был держать совет и промышлять ратным делом вместе с дворовым воеводой», т.е. признавалась власть в армии обоих воевод.
Боярская дума на рубеже веков имела отнюдь не парадное значение. Это был действительный, в полном смысле слова высший правительственный орган государства. Если Годуновы и их советники и оказывали решающее влияние на важнейшие вопросы придворной жизни, то они ни в коем случае не подменяли собой управленческие функции Думы в целом. Правительственное значение Боярской думы в конце XVI-начале XVII в. определялось не столько тем, что она являлась органом боярской аристократии для защиты ее интересов, сколько ее статусом царской думы. Суть политики Бориса Годунова заключалась не в ограничении традиционных прерогатив Думы, а в привлечении на свою сторону бояр, в консолидации знати вокруг трона 6 .
Боярская дума - высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. Являлась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.
Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояреприговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».
Историк Степан Веселовский писал:
Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства - на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород,Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства. |
Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.
Состав
Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.
В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введенными», то есть введенными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» - доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только первые, то есть бояре введенные, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).
Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это - князья , делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Этот элемент преобладал в думе до конца XVI в., а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу; многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых чрез чин боярина. Кроме этих двух элементов в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий , звание, которое затем было обращено в чин. При Иоанне III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Суд. 1497 г., ст. I).
В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян , что опять превратилось в чин. Этот элемент особенно усилился во время борьбы Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков . При усилении письменного делопроизводства явилась и канцелярия при думе. Те дела, которые дума в полном объеме не могла вести, поручались думным дьякам, а именно: посольские, разрядные, наместные и быв. Казанского царства. Эти отрасли вверены дьякам, но как делегатам думы. Поэтому думных дьяков в XVI в. было обыкновенно четыре. Такое положение выводило их из разряда секретарей; они становились министрами и, каждый по своему ведомству, имели право голоса в заседаниях думы, хотя членами думы не считались. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось, при Феодоре Алексеевиче их было 14. Такой исторически сложившийся состав думы оставался неизмененным и в XVII в.
Число членов думы только с XVI в. становится определеннее; со времен вел. кн. Василия Иоанновича ведутся уже списки членов думы; от Иоанна III к сыну его перешло д3 (Так в издании 1891 г. - Ред.) бояр, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей. При Грозном число бояр понизилось вдвое, зато увеличилась неродовитая часть в составе думы: он оставил 10 бояр, 1 окольничьих, 1 крайчего, 1 казначея и 8 думных бояр. После Феодора Иоанновича число думных людей возрастает с каждым царствованием (за исключением Мих. Феодоровича). Так, при Борисе Годунове их было 30, в смутное время 47; при Мих. Феодор. - 19, при Алек. Мих. - 59, при Фед. Алек. - 167. Не всегда все члены думы собирались в заседания. Возможно полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов (которых непременную часть составляла дума). Заседания думы происходили в царском дворце - «На Верху» и в Золотой Палате. По свидетельству Маржерета время заседаний думы было от 1 часа до 6 часов дня (4-9 ч. утра). Бояре делили с царем все обыденные акты жизни: ходили в церковь, обедали и проч. По свидетельству Флетчера, собственно для обсуждения дел назначены были понедельник, среда и пятница, но в случае надобности бояре заседали и в другие дни.
Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин - по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина - см. Дворц. разр.). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.
Полномочия
Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, - и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.
По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» - два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно - своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.
История
Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.
Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (Воскр. лет., 1389 г.). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (Воскр. лет., под 1469 г.). В X V I в. происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр.
Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.
В малолетство Грозного (1533-1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (1547), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр; позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560-1584), вызванные б. ч. не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину . Земские дела были оставлены в руках бояр; даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей; в учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. В полемике Грозного с кн. Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы». Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням; но он сам нашел это неосуществимым.
Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и нач. XVII в. (1612 г.) - время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.
В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.
Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии - уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.