Развитие детей. Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему Юдин почему буква а главная читать
возможно немножко не в тему, кто знает имя врача, который перед каждой своей операцией слушал симфонию Чайковского, какую и получил лучший ответ
Ответ от Примадонна Натали™[гуру]
Известный нейрохирург Юдин перед каждой операцией слушал классику - Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и за свой успех он был благодарен именно этим композиторам.
==
Юдин Сергей Сергеевич
(1891, Москва - 1954, там же) , хирург, основатель клинической школы (преимущественно в области экстренной хирургии) , академик Академии медицинских наук (1944). Из семьи купца 1-й гильдии, технического директора металлотянульной фабрики. Окончил 2-ю Московскую гимназию. С юности увлекался театром, был хорошо знаком с К. С. Станиславским, О. О. Садовской. В 1915 Окончил медицинский факультет Московского университета (в 1914 служил зауряд-врачом в армии, был ранен, награждён Георгиевской медалью «За храбрость»). С 1919 работал в хирургическом отделении санатория «Захарьино» для долечивания раненых (в Химкинском районе) , с 1922 заведующий хирургическим отделением фабричной больницы в Серпухове, с 1928 и до конца жизни - главный хирург Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, при котором создал Музей истории медицины, и одновременно (с 1931) заведующий кафедрой неотложной хирургии Центрального института усовершенствования врачей. В конце 1948 был репрессирован, свыше 3 лет провёл в одиночном заключении на Лубянке и в Лефортовской тюрьме, где написал «Размышления хирурга». Затем был сослан в г. Бердск Новосибирской области, в июне 1953 реабилитирован, восстановлен на работе, однако менее чем через год скончался от заболевания сердца.
Внёс большой вклад в организацию скорой медицинской помощи, в развитие методов обезболивания, в хирургию желудка и двенадцатиперстной кишки, становление пластической хирургии пищевода, в том числе в создание искусственного пищевода (Государственная премия СССР, 1948), в лечение огнестрельных ран (Государственная премия СССР, 1942). Первым осуществил в клинике переливание трупной крови (1930; Ленинская премия, 1962, посмертно, совместно с В. Н. Шамовым). Среди учеников Юдина - известные хирурги Д. А. Арапов, Б. С. Розанов, П. И. Андросов.
Юдин слыл московской знаменитостью не только в медицинских кругах, но и среди творческой интеллигенции. М. В. Нестеров, П. Д. Корин, А. И. Лактионов, Кукрыниксы, В. И. Мухина и другие художники и скульпторы создали его портреты; его образ нашёл отражение в пьесе А. Е. Корнейчука «Платон Кречет» .
Похоронен на Новодевичьем кладбище (надгробие работы скульптора М. П. Оленина). На фасаде главного здания Института имени Н. В. Склифосовского, в котором располагается ныне Медицинский музей (Сухаревская площадь, 3), - мемориальная доска с барельефом Юдина работы М. П. Оленина.
===
Практически все российские хирурги 40-50 гг. считали себя его учениками и стремились копировать его образ жизни. Непродолжительный отдых он всегда посвящал литературе, искусству, музыке, был страстным охотником. Юдин часто напевал один в кабинете. Особенно любил шестую симфонию Чайковского. Каждый такт переживал и представлял инструментовку. По вечерам его часто можно было встретить на спектаклях оперного и драматического театров.
В свободную минуту Сергей Сергеевич любил заводить патефон. У него была богатая по тем временам фонотека. Слушал классическую музыку. Раскрыв партитуру, он любил следить по нотам за особенностями инструментовки и трактовки партий в опере или симфонии.
Ответ от ДИОР
[гуру]
В первый раз слышу об этой сентиментальности, одно знаю до операции всё как-то музЫка о деньгах звучит...
Открытый урок по литературному чтению.
Тема: «Жили-были буквы».
«Почему «А» первая». Г. Юдин; «Катя и буквы». Т. Коти.
Цели и задачи:
Пробудить интерес к сказке как произведению;
Учить высказывать собственное мнение о прочитанных сказках и рассказывать их по серии иллюстраций;
Обратить внимание на то, что в сказке главной характеристикой персонажа является его действия;
Формировать навык чтения целыми словами;
Развитие творческих способностей: стимулировать желание продолжить сказку, придумать иное окончание сказки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок путешествие.
Оборудование. У учителя - проектор, Мак Бук, презентация к уроку с иллюстрациями к произведениям, демонстрационный материал в виде портретов авторов, у учеников: Мак Буки, рабочие тетради, учебники по литературному чтению для 1 класса (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская) УМК «Перспектива», дополнительный материал «Читалочка».
Ход урока.
1. Орг. Момент.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам сегодня пришли гости. Поприветствуйте их.
Проверьте рабочее место. На столе лежат учебники, тетради, пеналы, ноутбуки.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами читали сказки про животных. Какие животные встречаются в сказках чаще других? Почему?
Хорошо.
Есть животные, которые редко встречаются в сказках. Один из них у меня на экране. Это герой из сказки А.С. Пушкина рыба-кит. И про него сказано, что у него на хвосте сыр-бор шумит. Объясните нам, пожалуйста, что означает сыр-бор.
Молодцы!
А теперь давайте проверим ваше домашнее задание в творческих тетрадях. (стр36) Нужно было определить кто написал сказку.
Отлично.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы усвоили пройденный материал. Закрываем тетради, кладём их на край стола. Открываем компьютеры.
Задание 1 – «герои». Соотнесите героя с названием сказки. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Задание 2 – «кроссворд». Решите кроссворд. Кто справился с заданием полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Кто справился с двумя заданиями полностью, без ошибок поднимите зеленые квадратики.
Хорошо! А теперь закройте крышку ноутбука и отложите его на край стола.
3. Мотивация. Проблемная ситуация.
А сейчас давайте почитаем стихотворения в «Читалочке».
Обратите внимание с каких букв начинается каждое стихотворостишье.
Правильно, новое стихотворостишье начинается со следующей буквы из алфавита.
Вот мы и определили, о чем пойдёт речь дальше в нашем уроке.
Мы будем говорить о волшебных буквах. Посмотрите какие веселые и необычные пришли к нам на урок.
4. Новый материал.
А теперь давайте посмотрим про какие буквы написали сказки Георгий Юдин и Татьяна Коти.
Открываем учебники. стр. 56. Читаем сказку. Отвечаем на вопросы из учебника.
Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием «Жили – были буквы»? Что в ней сказочного?
Какой характер у букв?
Объясните смысл поговорки «Я» - последняя буква в алфавите.
Динамическая пауза
Разминка спины и плечевого пояса. Активизация внимания.
Продолжаем работать.
Перевернём страницу. И прочитаем стихотворение «Катя и буквы».
А теперь давайте попробуем превратиться в героев этого произведения.
Распределение по ролям. Чтение по ролям (автор, Катя, буква Я).
Отвечаем на вопросы:
Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Объясни свое мнение.
5. Закрепление пройденного материала.
Работа в программе ПервоЛого на ноутбуках.
Творческое задание. Предлагаю стать волшебниками. Нарисуйте любую букву, а затем попробуйте её оживить.
6. Подведение итогов.
Мы с вами много узнали сегодня про волшебство и веселые буквы.
Можно сделать вывод, что даже маленькая буква может стать волшебной.
Вы хорошо поработали, и мы потом распечатаем ваши буквы и сделаем выставку.
Гостям спасибо за внимание.
Книги Георгий Юдина, писателя и художника, хорошо известны нам с детства. И как хорошо, что его книги снова выпустили в мир.
У нас был такой период в прошлом году, мы читали книги Г. Юдина. У него не так и много чудесных книжек. Мы увлеклись его Букваренками и Заниматиками. Есть еще сказка про Зеленого поросенка. Вот об этих чудесных книгах я сегодня и расскажу. А про Зеленого поросенка тоже расскажу, но как-нибудь в другой раз).
Вот они наши книжечки. Смотрю на них, и вспоминаю, как замечательно мы проводили время, читая и занимаясь по ним. Не прошло и года, но у меня уже ностальгия. Странно)
Но ничего, еще через год, я буду читать их доченьке.
Заниматика для малышей.
Одна из лучших книг для малышей. Отлично подходит для обучению счету, простейшим арифметическим действиям.
“Заниматика для малышей” – первая книга, с которой ребёнок должен начинать знакомиться с новым для него миром цифр. Конечно же, не без помощи родителей, ребёнок весело и легко получит первые знания об арифметике.
Всего 60 странчик, да еще в подарок кукольный пальчиковый театр. И мой сын начал считать в пределах 10. Очень быстро. И обратно).
Но это еще не все. Заниматика познакомит вашего ребенка с такими понятиями. как круглый, квадратный, треугольный. Высокий и низкий. Медленный и быстрый.
А заодно ваш малыш будет осваивать названия дней недели, месяцев года. Получит представление о часах и циферблате.
В каждом уроке есть вопросы. Например, сколько лет исполнилось кукле Мане? Или, сколько гостей сидят вокруг торта. И нужно их посчитать.
А на последних страницах хитрые задачки и сложные вопросики.
Чем измеряют время, длину, вес, температуру и скорость?
Заниматика для первоклашек.
“Заниматика для первоклашек”. Это продолжение «Заниматики для малышей». Просто необходимо продолжить занятия.
В книге интересные задачи и задания, и она дает первые представления о пространстве, времени, объеме, массе и даже о теории относительности.
Я была поражена, как Г. Юдин объяснил понятия Право и Лево. Картинки очень четко и наглядно помогают понять, где лево, если малыш нарисован лицом к нам, и где лево, если малыш стоит к нам другой стороной).
А как объяснено, что ввверху и что внизу. Посмотрите сами:
Далеко и близко. Мелкий и глубокий. Узкий и широкий. Плоский и объемный.
Зрительная память и объединения в группы.
Чудесные иллюстрации, знакомые картины. Еща раз о часах.
Карты и планы. И сказочное метро.
Самое главное это то, что «Заниматика для первоклашек” научит творчески мыслить и находить правильные решения как в математике, так и в жизни. Это невероятная книга. Я очень рада, что наткнулась на нее, совершенно случайно, купила только потому, что мне понравился „Букваренок“.
Вот так вот хапаю сначала, а потом понимаю, что это или зря потраченные деньги, или шедевр).
Законы математики похожи на законы жизни, и наоборот. Например, в математике нельзя к 0, то есть ни к чему, прибавить 5 и получить 10. Так и в жизни: нельзя положить в пустую коробку 5 конфет, а утром вынуть оттуда 10. Не пробуй, не получится.
Это просто и гениально.
Известно, что красный цвет – цвет запрета в дорожных знаках, а зеленый, как у светофора, – разрешающий. Возьми два карандаша, красный и зеленый, и закрась рядом с каждой картинкой тем цветом, который покажется тебе правильным: красный – делать нельзя, зеленый – можно.
Букваренок
Книга из детства! Из моего детства. Смешные и поучительные истории про медвежонка Мишу и мышонка Мышу. На каждую букву свои истории и сказки. Хорошие и добрые рисунки. Хорошее сочетание познавательных фактов и рассказов о буквах. Очень наглядных. До сих пор, когда мой сын забывает какую-то букву, точнее ее написание, он вспоминает что Н, это носилки).
Ведь это не обычный букварь, по которому дети учатся читать, а “Букваренок”. Это красочная и веселая книжка-игрушка для дошкольников, подтверждающая истину, что воспитание юмором должно начинаться с младенческих лет. А юмора в книге много. Много полезных знаний в “Букваренке”, и они все в шутливой и понятной форме, доступной пониманию малыша. Ваш ребенок узнает о том, как появились электрическая лампочка и телефон, про автомобили, про усы и уши, что такое Земля, компас и воздушный шар, и как добыть огонь, куда улетают осенью птицы, откуда появились буквы и цифры и другое…
Узнавая эти крохи энциклопедических знаний, карапуз, с вашей помощью, может посмеяться над проказами мышонка Мыши. И над размышлениями толстячка и тугодума Мишы. Книга рассчитана на активное участие самого ребёнка в освоении букв. Есть домашние задания. Нужно писать буквы.
А еще, и это отличный показатель, „Букваренок“ переиздавали более 20 раз!
Здравствуй!
Меня зовут мышонок Мыша. А тебя как? Я сам научился читать по “Букваренку”. Хочешь, я и тебя за две недели научу? Я буду твоим первым в жизни учителем, но не строгим, а веселым. Мы будем не только учиться и узнавать разные удивительные вещи о Земле и про все, что на ней есть, но и читать веселые сказки, и даже шалить на переменках. если ты хочешь хорошенько все запомнить и быстро научиться читать и писать.
А вы знаете, почему А первая буква? Потому что самые вкусные вещи начинаются с буквы А. Арбуз, Апельсин, Абрикос, Ананас. Но Я была недовольно. И последний аргумент просто сразил и меня и букву А. А первая, потому что первое слово малыша „Агу“, и еще, потому что букава А похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адимирал должен быть всегда впереди.
Вот такие сказочки пропитывают всю книгу. Каждую страничку.
А буква П похожа на перекладину, на которой Мыша не может подтянуться даже пару раз)
Я могу писать об этой книге очень долго. Читали мы ее три раза подряд. Поэтому я много хороших моментов запомнила.
Букваренкина школа
“Букваренкина школа” – необычное по методике дополнение к знаменитому “Букваренку”. За десять уроков, читая о приключениях Мыши и Мишы, ребята легко и быстро выучат все буквы и научатся писать.
Урок 1, на котором Мыша и Миша узнают первые в своей жини буквы М, А и У.
Однажды медвежонок Миша и мышонок Мыша лежали на полянке и ели малину.
- А давай стихи придумывать, – сказал мышонок. – Вот слушай, что я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
- Малины! – обрадовался медвежонок.
- Да при чем здесь малина?! Я хотел сказать: “Лучше нашей МАМЫ!”
- Это же здорово! А теперь я сочиню. А про что?
- Ну… хотя бы про этот мухомор, – сказал Миша, закрыл глаза и громко, как это делаю настоящие поэты, прочел:
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь! Слушай лучше стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
- Айболит! – что есть мочи рявкнул Миша. – Ой, уморил! Ты разве не наешь, что Айболит лечит зверей, а бойкий рыжий муравей – лес?
- А ты откуда все знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! – важно сказал мышонок.
- А ты что, читать умеешь? – Вытаращил глаза медвежонок.
- Ну, как тебе сказать… Вообще-то меня дядя Егор по “Букваренку” научить собирается.
А как пыхтит тесто. Мне казалось невозможным вот так нарисовать и объяснить букву Ы. Это и тесто, которое пыхтит, и вылезает из кастрюли, и два смешных человечка, толстый и тонкий. Ну как тут не запомнить эти буквы?).
Буква Ф, это и филин, и фыркающая кошка.
С каждым новым уроком ребенок будет узнавать все новые и новые буквы, научится их писать. И, конечно же, научится читать. Вроде так незаметно, просто слушая истории про мышку и мишку. Но это так.
Обязательно расскажу и о Зеленом поросенке. Но, в другой раз.
Приятного вам чтения и узнавания нового.
Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.
- познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву А по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Астра
Аист
Арбуз
Автобус
Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?
Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.
Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.
Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.
Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.
Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?
Задание: печатная буква А для дошкольников
Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Стихи про букву А
Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)
Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)
Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)
Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)
Сказка про букву А
Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.
Пословицы и поговорки на букву А
Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.
Загадки для детей на букву А
Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)
День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)
В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)
Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)
Итоги урока:
- Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
Собрались гласные и стали распределять между собой обязанности. Букве О достался широкий, открытый звук, букве И - тонкий, короткий, букве У - трубный, протяжный. Остальные гласные тоже получили по звуку. Одно «И краткое» ничего себе не выбрало. «Для чего мне звуки, - размышляло оно, слушая, как гласные совещаются. - Лучше жить тихо, безгласно. Это всегда спокойнее». Спохватились гласные, что «И краткому» никакого звука не досталось. А ведь оно тоже имеет какой-то голос. Что делать? - Знаешь что - говорят ему. - Сходи-ка ты к согласным. У них
звуков больше, может, и на твою долю хватит. Подумало «И краткое», зевнуло. Потом еще зевнуло и еще подумало. А мне, - говорит, - эти звуки вроде и ни к чему. У меня своих нагрузок хватит. Как же ты будешь жить без звука? - недоумевали гласные. А что, разве нельзя? Может, и можно, да неудобно как-то. Лучше ты все-таки сходи к согласным, авось что-нибудь и достанется. Поколебалось «И краткое», поколебалось, а потом смекнуло, что у согласных поменьше работы будет, да и голоса особого не потребуется, и говорит: - Я согласный! - Какой тебе звук? - спрашивают у него согласные. Стоит «И краткое», раздумывает: звонкий взять - голова будет болеть от звона, шипящий взять - будешь шипеть, наживешь врагов; нет, лучше уж ничего не брать. Так «И краткое» решило и сказало: Все эти звуки мне ни к чему. До свидания, - говорят согласные, - ищи себе работу по нраву.
Без работы в алфавите не проживешь. Ходит «И краткое», ищет, где бы пристроиться. А кто его возьмет! Он и не гласный, да и согласным быть не желает. Нет у него определенной профессии. С трудом перебивается «И краткое» на подсобных работах. То поможет гласному А в Я превратиться, то слово закончит, а чтоб остальное что-нибудь самостоятельно - этого нет. Трудно «И краткому», хоть криком кричи. Может, он и кричит, да разве его услышишь? Очень слабенький голос у него.
(А.Шибаев)