Байки легендарного дома на котельнической набережной. Дом одиноких сердец: Почему знаменитые жильцы легендарной высотки на Котельнической набережной не были счастливы Кто из знаменитостей живет на котельнической набережной
В воскресенье гуляли в Москве по Котельнической набережной и возле знаменитой высотки. Давно хотела посмотреть на неё вблизи и попасть внутрь. Наконец-то это удалось сделать. Но не совсем удачно получилось.
Дом весь в лесах, его реставрируют. Ну что ж, посмотрели что смогли, все равно интересно.
Мне всегда казалось, что здесь живут исключительно небожители. Отчасти так и есть. Список знаменитостей, проживавших в нем в разное время довольно внушительный: Фаина Раневская, Александр Твардовский, Ирина Бугримова, Никита Богословский, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Галина Уланова, Марина Ладынина, Пырьев, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Константин Паустовский, Людмила Зыкина, Юрий Любимов, и это далеко не полный список известных жильцов.
Начали строить этот дом в 1947 году. Точнее, одно крыло высотки, то, которое вдоль Москвы-реки, к тому моменту уже существовало, его построили еще до войны, к нему пристроили центральную часть и левое крыло. А заселять его начали в 1952 году. Массовое же заселение началось не скоро - очень долго составлялись и утверждались списки жильцов. Квартиры сдавались под ключ и были шикарными: с кухонной мебелью, встроенной импортной сантехникой, бронзовыми светильниками, потолочной лепниной, дорогим паркетом, преобладали белый и золотой цвета. Это был первый в Москве дом с горячей и холодной водой и мусоропроводом. Конечно, желающих заселиться сюда было немало, не обошлось без интриг. Одно крыло дома отдали военным, а в другом поселили людей искусства.
В центральной части 26 этажей (32 вместе с техническими этажами), высота 176 м. Сталин очень хотел, чтобы в Москве строились дома не ниже Нью-Йоркских, отсюда и шпили, увеличивающие высоту.
В доме расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир. Вместе со старым правым крылом количество квартир превышает 700.
Здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже "послания", коряво выцарапанные гвоздем "строили зэки" - утверждают, что такая надпись была в квартире писателя Василия Аксенова.
Сначала заключенных поселили в бараке. А дальше использовалась та же практика, что и сейчас -по мере строительства их переселяли в отстроенные квартиры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались - боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно.
Старожилы высотки любят рассказывать, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет - якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба.
Высотка стоит одним крылом вдоль Яузы, а другим вдоль Москвы-реки.
Я прочитала, что дом должен был стать стратегическим объектом, он находится в двух километрах от Кремля. Под землей от него предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку. Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы.
Зашли мы и во двор. Все въезды, конечно, закрыты шлагбаумами.
Во дворе парковка.
А в центре двора вот это желтое здание с большими окнами и красивой белой балюстрадой - гаражный комплекс.
На крыше гаража - две спортивные площадки, несколько запущенного вида.
За огороженными спортплощадками небольшой заросший деревьями пустырь.
Там даже грибы растут, ужасное запустение.
Туда явно заходят справить нужду.
Снаружи белье на балконах сушить, конечно, запрещено, чтобы не портить вид центра столицы, а во дворе - сушат.
Довольно уныло и неуютно все выглядит во дворе.
Но может быть после реставрации все опять будет роскошно и величественно выглядеть.
Нижний этаж здания был занят сферой услуг и быта - прачечная, химчистка, продуктовый магазин, булочная, кинотеатр.
В доме и сейчас находится кинотеатр "Иллюзион", где показывают фильмы из хранилища Госфильмофонда и зарубежную киноклассику типа "Римские каникулы", "В джазе только девушки".
Немного баек про жильцов.
Знаменитые жильцы, конечно, общались между собой.
Вот, например, Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. "Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!" - приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром "Иллюзион" и булочной. "Над хлебом и зрелищами", - как говорила сама Раневская.
Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим соседям.
Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.
- Это из "Госцирка", - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!
Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла у распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.
Побывали мы и внутри дома. В следующий раз расскажу как нам это удалось.
А пока приглашаю зайти в вестибюль.
Массивные деревянные двери подъезда с бронзовыми ручками.
Маленький "предбанник" красиво отделан натуральным деревом, на потолке бронзовый светильник.
Консьержку и ее пост фотографировать не стала, уж очень там все строго.
Но в кадр она все же попала вместе со входом.
Четыре лифта на площадке, над ними красивые барельефы.
В кадр неожиданно попал охранник.
Стены отделаны мрамором.
Очень красивый потолок с лепниной и росписью.
У стены столик с объявлениями о житейских новостях квартиросъемщиков.
В доме по-прежнему живет много знаменитостей: Евтушенко, Ширвиндт, Нагиев, Ефим Шифрин, одно время жила Рената Литвинова. Вилли Токарев купил здесь квартиру с большой верандой с панорамным видом.
Квартиры продаются и покупаются новыми жильцами с большими кошельками. Покупают по нескольку квартир на этаже, соединяют в большие пространства, все перестраивают.
Была даже история, когда новый жилец построил в своей двухэтажной квартире частный лифт. Он опускался прямо на потолок кухни нижних соседей. От этого по дому пошли трещины. После того, как жильцы подняли в СМИ скандал, лифт пришлось демонтировать.
Этот дом часто снимали в фильмах, он упоминается во многих литературных произведениях. Наша историческая достопримечательность.
У меня панорамного снимка высотки нет, поэтому в заключении фотография из интернета, здесь хорошо видно величие и монументальность этго здания.
В следующий раз расскажу про одну из квартир этого дома, в которой мы побывали...
», иметь квартиру в любой из которых считалось роскошью, практически недоступной рядовому жителю столицы.
Строительство великолепного здания продолжалось несколько лет. Начатое в 1938 г., оно было окончено только к 1952 г. Дом имеет 26 этажей – небывалая по тем временам высота А вот о количестве квартир ходят разные слухи. Почему-то данные разных документов не совпадают друг с другом, и даже само домоуправление не знает точно, сколько же здесь отдельных помещений. Называют разные цифры: и 540, и 450, и 700… Возможно, такая неразбериха в цифрах связана с многочисленными перепланировками, азартно осуществляемыми новыми жильцами.
Строительство дома курировал Берия. Немалую часть квартир в элитном жилище получили работники НКВД. Затем к ним стали подселять военных, а также ученых, деятелей культуры и искусства. Через какое-то время весь цвет московской интеллигенции собрался в этом доме. Среди жильцов высотки были:
- актеры (Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Фаина Раневская, Александр Ширвиндт);
- писатели (Василий Аксенов, Александр Твардовский);
- балерина (Галина Уланова сегодня в доме действует музей-квартира Улановой);
- дрессировщица (Ирина Бугримова;
- певица Людмила Зыкина…
Можно еще долго перечислять фамилии, которые знакомы каждому россиянину. Раневская получила здесь квартиру на втором этаже, над булочной и кинотеатром «Иллюзион» (работающим до наших дней). Острая на язык актриса называла свое жилище расположенным «над хлебом и зрелищами». А в квартире Василия Аксенова, по слухам, на стене долгое время красовалась надпись, нацарапанная гвоздем: «Строили зэки». Действительно, в период строительства дома здесь активно применяли труд заключенных.
О внутреннем устройстве дома ходят разные любопытные слухи. Так, утверждают, будто в доме есть секретная комната, оснащенная специальным оборудованием. Когда-то она была устроена здесь для Сталина. Аксенов использовал эти слухи в своем романе «Москва Ква Ква», где описал гибель вождя народов в секретном убежище дома на Котельнической.
Рассказывают о тайных ходах, которыми якобы могли пользоваться чекисты, чтобы проникать из квартиры в квартиру и подслушивать разговоры жильцов. Уверяют даже, что по замыслу Сталина дом должен был соединяться подземным ходом с Кремлем. Правда ли это, сегодня мы вряд ли узнаем. Но известен, к примеру, такой абсолютно реальный факт: каждая квартира высотки снабжена дополнительным «черным ходом». И этим обстоятельством воспользовались воры в 1981 г., когда было совершено, пожалуй, самое наглое в истории дома ограбление (а возможно, вообще единственное). В новогодние праздники к консьержке подошли нагруженные елкой и нарядными коробками ребята, представились сотрудниками Госцирка и попросили разрешения оставить подарки у квартиры Ирины Бугримовой. Та, ничего плохого не подозревая, разрешила. А когда прошло немало времени, забеспокоилась и решила подняться взглянуть, почему гости так задержались. Ее глазам предстала картина: дверь квартиры дрессировщицы распахнута, внутри стоит елка, а «циркачей» и след простыл: ушли через «черный ход», прихватив неплохую коллекцию бриллиантов.
Когда-то дом представлял собой совершенно обособленный «город в миниатюре»: в нем работали магазины, прачечная, парикмахерская, ателье, кинотеатр. Зимой можно было кататься на санках и лыжах на крыше, во дворе заливали собственный каток.
Сегодня великолепный «осколок прошлого» постепенно ветшает и разрушается. Квартиры здесь уже не считаются элитными, актеры и певцы нашего времени стремятся купить другое жилье, более соответствующее современным представлениям об удобствах и комфорте. А старый великан, как отставной вельможа прежнего императора, доживает свой век, не теряя величия и достоинства.
7 марта, суббота
13:00 Тимирязевская академия (НОВАЯ ЭКСКУРСИЯ)
Место встречи: м. Петровско-Разумовская, выход №5 (последний вагон из центра)
14:00 Кварталы Лубянки: Мясницкая и Милютинский
Место встречи: м. «Лубянка», выход к «Библио-глобусу», около входа в музей Маяковского
8 марта, воскресенье
13:00 Хамовники: «Красная Роза» и окрестности
Место встречи: у выхода №1 из м. Парк Культуры (кольцевая и радиальная, выход на Зубовский бульвар)
Ведет экскурсию Александр Иванов
9 марта, понедельник
13:00 Автозаводская и Симоново: от древностей к авангарду
Место встречи: м.«Автозаводская», последний вагон из центра, выход направо (выход № 2)
Ведет экскурсию Александр Иванов
14:00 От Арбата до Остоженки
Место встречи: м.«Смоленская» (голубая), у входа в гастроном Смоленский (Азбука Вкуса): выйти на Садовое кольцо, перейти дорогу, пройти до угла Арбата
Ведет экскурсию Александр Усольцев
Кремль на закате
Что самое обидное, все эти виды открываются не с опасной крыши, а с хорошей смотровой площадки на доме, которую бы было неплохо открыть для общего посещения, но никак:
Звезды на башнях трехмерные
Здесь некогда стояла гостиница «Россия», а пока, возможно, самый большой и самый дорогой в мире пустырь в центре города.
Обещают, что здесь будет парк, но пока еще ничего не сдвинулось с мертвой точки
В центральной высотке под шпилем есть и еще одна закрытая даже для жителей смотровая площадка
Но спустимся снова в центральный холл, где сидит специально выведенный и особо суровый тип консьержки, строго отсеивающий часто даже гостей, не говоря уже о любопытных туристах
Пройдем в левое крыло центрального корпуса
Здесь для жителей дома были созданы все условия и даже детей в кружок и сегодня можно водить в домашних тапочках
Для разнообразия поднимемся по лестнице с элементами былого величия…
… и сегодняшнего не очень хорошего состояния
Холл с квартирами
Судя по всему, пол из плитки более поздний и такая площадка скорее исключение, потому что большая часть площадок в высотке паркетные, как на соседнем этаже:
Большинство дверей, что приятно, старые, из массивного дерева с прорезью для писем и газет. По уверениям, местных жителей местный почтальон до сих пор все также разносит почту в каждую квартиру.
Заглянем в одну из сохранившихся квартир
Паркет сохранился еще с самого начала, деревянные двери тоже ни разу не менялись.
И мебель сохранилась изначальная. Прежние жильцы-старожилы много работали по теме востока, отсюда соответствующие вещи на полках и литература
Люди жили образованные, и за книжным «фасадом» вторым во втором ряду книг можно найти, например, стихи Высоцкого в «самиздате»
И даже окна работают по-прежнему: для проветривания предусмотрен рычаг, открывающий фрамугу под высоким потолком
Во многих частях квартиры сохраняются старые розетки, что в наше время не всегда удобно
Сталинские светильники при входе
Рядом с санузлом имеется небольшая дверь — второй выход из квартиры на черную лестницу, как в лучших дореволюционных доходных домах
Черная лестница между квартир.
Переместимся в другую квартиру, где по счастливому стечению обстоятельств ситуация совершенно противоположная: комнаты, наоборот, утратили свой колорит, а вот кухня сохранилась с прежних времен
Но для начала взглянем по пути на межкомнатные двери
Изначально все кухни в доме, в том числе и в очень привилегированных квартирах были облицованы кафелем, что типично для послевоенных кухонь, сравните с кухней .
Здесь также есть выход на черную лестницу
Рядом с раковиной сохранился мусоропровод, которым уже не пользуются, а в новых квартирах по возможности заделывают, на стенках за годы скопилось много мусора, вонь от которого проходит в квартиру.
А тем временем на город спустилась ночь:
В доме зажглись окна
Как видите, в доме колоссальное количество пустых пространств, за счет которых в 1990-х новые жильцы стали ввысь и вширь увеличивать свои квартиры.
Зажглась подсветка и под шпилем высотки
С прекрасным видом на город
На площадке под шпилем установлены статуи комсомольца и комсомолки
Комсомолец и комсомолка с напряженными выражениями лиц держат табличку с серпом и молотом.
При этом у комсомолки напряжено не только лицо, но и другие части тела, которые при ближайшем рассмотрении буквально прорывают платье.
Спасибо за фото ivanscar
На этой поразительной и фривольной детали советской архитектуры мы и завершаем публикацию, спускаемся вниз и выходим через шикарный подъезд:
Спасибо за внимание!
Отдельно благодарим создателей одного из самых московских инстаграмов mos_photo за помощь в организации съемок. Подписывайтесь, они одни из немногих, кто показывает Москву красиво и без политики.
Сталинские высотки всегда порождали множество невероятных слухов и домыслов. Еще с 1950-х годов они вызывали и трепет, и восхищение, и огромный интерес. У каждого из этих величественных зданий своя история и свое индивидуальное обаяние. Не исключение – и высотка на Котельнической, которая не раз фигурировала в художественных фильмах как дом для избранных и предел мечтаний простого гражданина.
Хрущев называл дом неудачным
Главный корпус высотки начали возводить в 1938 году и строили два года. Завершить этот масштабный проект полностью помешала война. Только в 1947-м строительство возобновилось в рамках постановления о возведении в городе высотных зданий, подписанного Сталиным. Так что официальной датой заложения этого дома (как и других знаменитых сталинских высоток) все-таки считается 7 сентября 1947-го, день празднования 800-летия столицы.Руководил проектом Дмитрий Чечулин, которому впоследствии дали квартиру здесь же. Кстати, когда к власти пришел Никита Хрущев, сталинки стали активно подвергаться критике за нерациональное использование народных средств, и излишнюю вычурность и украшательство этих зданий. Виновника таких «ошибок в строительстве» Хрущев называл прежде всего Чечулина.
Пришлось пожертвовать переулками
Грандиозная Г-образная высотка «подмяла» под себя располагавшиеся ранее на этом месте старинные переулки (Большой Подгорный, Малый Подгорный, Свешников и Курносов), а также визуально загородило вид на Швивую Горку со стороны набережной. Этот исторический окраинный район города был заселен еще с XV века, и поначалу жили здесь ремесленники огнеопасных специальностей. Местность позднее стали называть Вшивой горкой, а сама набережная получила свое название в честь стоявшей здесь небольшой слободы Котельников.У Швивой горки вообще очень богатая история, и сама застройка района была не менее интересна, поэтому, конечно же, очень жаль, что этот район выпал из панорамы Москвы.
Гранита и мрамора не пожалели
Высотка на Котельнической – это трехкорпусное здание с 32 этажами в центральной части и 8-10 – в боковых. Спроектировано оно в виде звезды из трех лучей. Шпиль сталинки венчает герб, установленный на 176-метровой высоте.Здание, выполненное в стиле сталинского ампира, с архитектурной точки зрения очень интересно. Оно, с одной стороны, было призвано показать Америке нашу строительную и архитектурную мощь, а с другой, напоминает о высоких башнеобразных храмах и теремах старой Москвы и отсылает нас к очарованию древнерусского деревянного зодчества. По крайней мере, такой была первоначальная идея.
Title="Сталинский ампир: русский ответ американцам. /Фото: yandex.ru, пользователь nadezda-mni
" border="0" vspace="5">
Сталинский ампир: русский ответ американцам. /Фото: yandex.ru, пользователь nadezda-mni
Снаружи дом облицован гранитом (нижние этажи) и керамикой (верхняя часть), а внутри – мрамором, цветными металлами и дорогими породами дерева.
Стройка: факты и слухи
Смелый проект по возведению сталинских высоток с самого начала натолкнулся на отсутствие у строителей необходимых зданий и технических возможностей. Учиться им приходилось порой прямо в процессе работы, а решать технические проблемы – в режиме реального времени. Так, по причине слабых московских грунтов (песок, суглинок и т.д.), для возведения таких тяжелых монолитов потребовался сверхпрочный фундамент. Были специально созданы заводы в Люберцах и Кучине. Стали выпускаться особые башенные краны и особые кирпичи. Так что можно сказать, что строительство сталинок ускорило развитие строительной промышленности в СССР в целом.При возведении здания на Котельнической, равно как и при строительстве высотки МГУ, активно использовали труд заключенных, для которых тут же устроили специальное лагерное отделение, обнесенное трехметровым забором с колючей проволокой.
Участие в строительстве зэков породило среди жителей самые невероятные слухи. Одни говорили, что заключенные оставили на стенах в подвалах свои метки и загадочные надписи, другие – что в стенах замуровали особо неугодных политических преступников или строптивых прорабов. Есть даже легенда о попытке двух строителей-зэков улететь на фанерных крыльях с верхних этажей высотки, которая, по одной версии, окончилась их гибелью, а по другой, увенчалась успехом.
В чем была элитарность
Сталинские высотки, в том числе знаменитое здание на Котельнической, первые в столице имели центральное отопление и снабжались горячей водой от общегородской теплосети. Кроме того, в сталинках, конечно же, были канализация, водопровод, а еще система кондиционирования и удаления пыли. Высота потолков в большинстве квартир – более трех метров. Вместе с тем квартиры верхних этажей оказались не так удобны: у них были небольшие размеры, не такие высокие потолки и неудачная планировка.В сталинке на Котельнической была воплощена идея «все в одном», аналогичная тем, что пытались сделать советские архитекторы в так называемых домах-коммунах – магазины, досуг, службы быта сконцентрированы в одном здании. Однако на Котельнической все было поставлено на широкую ногу. Какой еще дом может похвастаться наличием кинотеатра? А жильцам сталинки на Котельнической можно было спуститься из своей квартиры и практически в двух шагах посетить помпезный «Иллюзион» (первоначально он назывался «Знамя»), в котором иногда можно было даже увидеть западные киноленты, избежавшие цензуры.
Барельефы и потолочные росписи в холле изображали счастливых советских людей, что должно было полностью совпадать с мироощущением «особых» жильцов. В целом же внешний вид высотки напоминал музей. Впрочем, это можно видеть по тем художественным фильмам, в которых фигурировал дом – например, при съемках фильма «Москва слезам не верит» использованы интерьеры здания на Котельнической.
Понятное дело, заселение дома происходило в основном согласно социальному статусу, но вовсе не хаотично. В одной части дома жили по большей части именитые ученые, в другой – высокопоставленные сотрудники НКВД, в третьей – знаменитости творческих профессий и так далее. Причем, списки первых жильцов согласовывали с самим Сталиным.
Этот дом был буквально напичкан известными людьми, и если перечислять их всех, получится невероятно длинный список. Разве что можно вспомнить забавную байку, как поэт Твардовский, забыв ключи от квартиры, попросился в туалет к Фаине Раневской, после чего она потом каждый раз напоминала ему при встрече: «Двери моего клозета всегда для вас открыты!»
Высотка в наши дни
В главном здании дома на Котельнической расположены три корпуса, и каждый из них имеет свою консьержку. Кроме того, в здании, конечно же, есть охранники, которые всех постоянных жителей знают чуть ли не поименно, а также в курсе всех новостей, происходящих в доме.В центральном фойе здания до сих пор можно видеть сохранившуюся мозаику на потолке и мраморную облицовку. Что же касается квартир, то многие из них претерпели изменения, и это не только ремонт, но и перепланировка.
Среди жильцов здания теперь можно встретить кого угодно, а не только людей высокого статуса, поскольку довольно большая часть жилья здесь сдается внаем. Ну а цена в квартиры в этом доме исчисляется десятками миллионов.
"А когда отступит страх, на секунду, миг короткий,
Я как взмою на крылах над бульваром и высоткой,
И, над Яузой летя, звонко свистнув что есть мочи,
Пронесусь дугой шутя в чёрной ночи между прочим." (Г.Сукачев)
Жилой дом на Котельнической набережной в Москве — одно из «высотных зданий», построено в устье Яузы в 1938—1952. Авторы проекта — Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский, инженер Л. М. Гохман. Курировал строительство, в том числе, настоял на выборе площадки для строительства дома Лаврентий Берия.
Высота здания 176 метров. Это третья по высоте сталинская высотка (после МГУ и гостиницы "Украина"). Строили её, разумеется, пленные, которые проживали недалеко, в "Лагпункте" (концлагерь на Таганке). Списки жильцов утверждал сам И.В.Сталин. Поэтому часть квартир были заселены всевозможными работниками КГБ, партийными и военными деятелями, другую часть получили известные учёные, артисты, писатели.
"В нашем доме будут жить наши люди". (И.В.Сталин о высотке на Котельнической).
Точное количество квартир в этом доме всегда было тайной. Сперва из-за засекреченных агентов, которые жили в квартирах без номеров, потом из-за "новых русских", которые массово скупали и объединяли-разъединяли квартиры между собой. Можно сказать, что в доме где-то 700-800 квартир.
Главным архитектором высотки был Дмитрий Николаевич Чечулин. Этот человек вообще являлся генералом среди архитекторов советского периода, работать он начал при Сталине, а закончил при Брежневе. Кроме дома на Котельнической он построил, например, гостиницу «Россия», дом Советов РСФСР (Белый дом), бассейн «Москва», жилые дома на Кутузовском и Ленинском проспектах. Его образ мы можем видеть в знаменитом фильме "Верные друзья".
Высотное здание строилось в два этапа. До войны существовал так называемый "корпус А", который тянется вдоль реки. А уже после войны архитектор "вписал" само высотное здание, прилегающее к корпусу в том месте, где в Москву-реку впадает Яуза.
Чечулин был необычный для своего времени человек. Он не боялся проверять приказы самого Сталина на целесообразность. Сталинских высоток на самом деле планировалось построить не семь, а восемь. Последняя, самая высокая, должна была встать возле самого Кремля. Но Чечулин прекрасно понимал, как это изуродует и оттенит центр Москвы, и тянул, мешкал со строительством, забраковывал все предложения. И дотянул до того, что вместо высотки была построена гостиница «Россия».
Он поплатился за это, слава Богу, не сроком, а всего лишь тем, что получил квартиру в своём собственном детище не на высоком этаже, как он мечтал, чтобы видеть оттуда весь город, а в самом низу.
Высотка на Котельнической - это словно город в городе. В этом доме есть всё: магазины всех видов, библиотека, школа, детский сад. Есть и свой кинотеатр. Москвичи его прекрасно знают.
Сейчас это единственный в Москве кинотеатр-музей. А в старое время мы ломились сюда на премьеры новых фильмов с Бельмондо или Делоном, а раньше кто-то так же ломился сюда на Жана Габена или фильмы Акиры Куросавы.
«Иллюзион» работает до сих пор. Здесь ничего не изменилось. То же уютное кафе, так же под немые фильмы играет живой пианист, те же редкие премьеры. Плюс, кинотеатр этот считается чем-то вроде клуба знакомств для интеллигентных одиноких людей. Мы взяли на пробу два свежевыжатых сока, пирожное и 50 грамм "Арарата".
В квартирах некоторых знаменитых жильцов дома даже устроили музей. Например, сейчас тут работает дом-музей Галины Улановой.
В этом доме жил композитор Никита Владимирович Богословский («Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Лизавета»). Он был большой шутник. Его любимым занятием было доводить своих соседей, коллег-композиторов до инфаркта.
Однажды композитор Анатолий Григорьевич Новиков («Смуглянка», «Эх, дороги…») поздним вечером захотел полюбоваться Москвой. Но подойдя к окну он вдруг заметил с той стороны Никиту Богословского, бледного как смерть, в одежде из простыни, зловеще завывающего. Этаж был не высокий, но и не низкий. Новиков в ужасе отпрянул от окна, а там продолжало завывать: "Оу-у-у! Вау-у-у!" Набравшись мужества, Новиков подошёл к окну и увидел, что Богословский стоит в подъёмной корзине машины для работ на большой высоте. Он за десятку договорился с шофёром повалять дурака.
В другой раз наш шутник позвонил композитору Дмитрию Шостаковичу, и изменённым голосом объявил, что звонят ему из разведки, и агентура доносит, что ночью в его квартире произойдёт ограбление. Грабители предположительно будут переодеты врачами. Шостакович, конечно, позвонил в милицию, и та устроила засаду. Глубокой ночью в Скорую помощь раздался звонок, и плачущий голос сказал, что великому композитору Шостаковичу плохо. Ну, ясное дело, врачи приехали по вызову, где их и свинтили менты.
Утром раскаявшийся Богословский сам явился с повинной, и заплатил штрафы за ложный вызов и мелкое хулиганство. А могли бы и посадить.
В высотке жило столько знаменитых людей, что мемориальных досок на всех не напасёшься. Я не знаю, по какому принципу одним доски вешали, а другим - нет. Например, есть доска Константина Паустовского.
А вот доски моей любимой Фаины Георгиевны Раневской, с именем которой у большинства москвичей этот дом и ассоциируется, мы не обнаружили. Раневская получила здесь двухкомнатную квартиру, кажется, на втором этаже в левом крыле здания. Она говорила, что живёт "над хлебом и зрелищами" (булочной и кинотеатром).
Её соседом по лестничной клетке был писатель и поэт Александдр Трифонович Твардовский, который называл её "моя великая соседка". Однажды Твардовский потерял ключи от квартиры, не мог войти и очень хотел в туалет. Он попросил Раневскую воспользоваться её туалетом. Та, конечно, впустила, но потом при встрече с ним кричала на весь двор: "Александдр Трифонович, мой клозет всегда в вашем распоряжении!"
Другим её соседом был композитор Вано Ильич Мурадели. Ему она говорила: "Вы лажовщик, мой друг, ни в одну ноту не попадаете, му вместо ми, ра вместо ре, де вместо до и ли вместо ля".
"Я б вас послала, да вижу - вы оттуда" (Ф.Г.Раневская) .
Приглашая в гости соседей, она говорила:
- Если звонок не работает, стучите ногами.
- Почему ногами, Фаина Георгиевна?
- Ну не с пустыми же руками вы ко мне придёте!
Перед смертью у неё поселилась сестра, Белла Фельдман, которая была поражена тем, что Раневская совсем не богата. Последние годы жизни актриса жила не в этом доме, а в Южинском переулке. По её популярности она, конечно, должна была быть похоронена на Новодевичьем кладбище, но она скромно попросила похоронить её с сестрой на Донском кладбище. Она была удивительным человеком.
Из внутреннего дворика можно по довольно крутой лестнице подняться на Швивую горку, к храму Никиты Мученика и музею Русской иконы.
В этом доме живёт Александр Ширвиндт. Он написал книгу "Ширвиндт, стёртый с лица земли" (так назывался город в Пруссии), в которой он несколько раз упоминает высотку на набережной. Ширвиндт предлагает ввести для наших чиновников три новых ордена - "за частичную, временную и окончательную потерю чести и достоинства".
Он отмечает, что старые жильцы, которые давно на пенсии, не могут платить за огромные квартиры в знаменитом доме и вынуждены их продавать всяким крутышам.
Однажды его старая соседка, вдова генерала, встретив Ширвиндта, пожаловалась, что ей приходится продавать квартиру, но главная проблема в том, что она не может найти евреев для ремонта. При чём тут евреи? - удивился Ширвиндт. Ну как же, ведь я должна сделать тут евро-ремонт, - ответила старушка.
Высотка уникальна и асимметрична. Вот, например, с одного боку прилепился огромный балкон, на нём можно играть в футбол.
А во многих квартирах теперь живут наследники великих, которым просто повезло родиться в надлежащей семье. Трёшку в этом доме можно разменять на несколько других очень приличных квартир, одну из них сдавать и никогда больше не работать.
Любопытна история, как в доме получила квартиру знаменитая актриса Лидия Николаевна Смирнова. Они с мужем, оператором Владимиром Раппопортом жили в коммуналке и мечтали из неё переехать.
Владимир Раппопорт тоже был знаменитостью, он снимал такие фильмы, как "Тихий Дон" или "Молодая гвардия", но сколько он не ходил по инстанциям, ничего не получалось. Он просто не умел просить, и мямлил, как мол, хорошо им жить и так.
И Лидия Николаевна решается на отчаянный шаг - она пишет прошение самому Берии, что в то время являлось строжайшим нарушением субординации, и за такие шутки могло быть очень плохо.
Но Смирнова оказалась в числе любимых актрис Берии, и он моментально наложил резолюцию: "Выдать им квартиру!"
Не успели они собрать вещи, как Берию арестовали. На все его решения было наложено вето, и Смирнова пришла в полное отчаяние. И вдруг звонок оттуда: "Почему вы до сих пор не переехали?!" Одно из немногих решений Берии не отменили, потому что новое начальство тоже оказалось поклонником Лидии Николаевны.
И когда она приехала смотреть новую квартиру, у неё случился от счастья обморок, бедняжка ездила в таком состоянии на лифте вверх-вниз, пока её не обнаружили соседи.
Уже совсем старая, перед смертью, Смирнова говорила, что сейчас её спасает только вид из окна высотки на любимую Москву.
В этом же доме проживала знаменитая Ирина Николаевна Бугримова — советская артистка цирка, дрессировщица львов, первая в СССР женщина-дрессировщик. Мужем её был известный мотогонщик Александр Буслаев.
Правда, развелись они довольно быстро. Бугримова потом говорила, что у женщины-укротительницы редко складывается личная жизнь, потому что укрощать мужа намного проще, чем льва или тигра.
Она первая стала выступать с группой львов самцов. Это очень опасно. Дело в том, что львы живут прайдами, в одном прайде не бывает двух матёрых самцов, а если такие находятся вместе, то их агрессивность возрастает на порядок.
У Бугримовой в группе было около 80 львов. Успех был бешеный, но рвали львы Ирину Николаевну неоднократно, и несколько раз она заканчивала номер на арене вся в крови.
В 1976 г. во время гастролей во Львове львы неожиданно в очередной раз взбунтовались и напали на Бугримову прямо на арене. Помощники отбили её от хищников, но после этого происшествия дрессировщица решила прекратить выступления.
Вожаком этого неформального мужского львиного прайда был огромный лев по имени Цезарь. Все остальные львы его боялись. Он выступал 23 года, что для льва невероятно долго. Но вот он одряхлел, выступать уже не мог, и его было решено списать в зоопарк. Но Бугримова встала за него грудью, мол, не за что его за решётку, взяла его к себе и всюду таскала за собой огромного льва. Так что он отчасти тоже являлся жильцом знаменитого дома на Котельнической.
Когда Бугримова выступала на арене с другими львами, Цезарь сидел за кулисами в клетке, и очень переживал, что номер проходит без него. Он катался по клетке и скулил, а когда раздавались трубы, он грудью кидался на прутья, чтобы занять своё почётное место на арене среди других. Однажды после номера его нашли на полу мёртвым. Лев умер от огорчения, что больше не может выступать.
Под конец мы зашли в гастроном в высотке, чтобы купить попить что-нибудь холодненькое.
Я был очень удивлён. Этот гастроном напоминает бывший Смоленский или в высотке на Красной Пресне, но в отличии от них он остался таким же, как был много лет назад. Народу никого, цены очень низкие, продавщицы безупречные.
Я сфотографировал вот эти пирожные. Много лет назад я вот также любовался пирожными в знаменитых гастрономах, но тогда они мне были не по карману.
Много интересных историй хранит этот дом, высотное жилое здание на Котельнической набережной. Всего один дом в городе, а писать про него и писать. Самое первое фото с вертолёта, разумеется, не моё.
Вот очень и очень сокращённый список известных жильцов (и тех, и этих):
- Аксёнов, Василий Павлович
- Богословский, Никита Владимирович
- Бугримова, Ирина Николавна
- Вознесенский, Андрей Андреевич
- Евтушенко, Евгений Александрович
- Жаров, Михаил Иванович
- Зыкина, Людмила Георгиевна
- Литвинова, Рената Муратовна
- Лучко, Клара Степановна
- Любимов, Юрий Петрович
- Милютин, Юрий Сергеевич
- Мокроусов, Борис Андреевич
- Нагиев, Дмитрий Владимирович
- Огнивцев, Александр Павлович
- Паустовский, Константин Георгиевич
- Раневская, Фаина Георгиевна
- Смирнова, Лидия Николаевна
- Токарев, Вилен Иванович
- Уланова, Галина Сергеевна
- Чечулин, Дмитрий Николаевич
- Ширвиндт, Александр Анатольевич
- Шифрин, Ефим Залманович