Образование Дунайской Болгарии Никифорова Л.Ф. – учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» - презентация. Великая булгария Приазовская булгария
Стало образование здесь славяно-тюркского государства — дунайской Болгарии.
В 626 г. булгарский хан Кубрат, принявший христианство от константинопольского патриарха, освободился от власти кагана и создал в причерноморских и азовских степях так называемую Великую Булгарию. Однако у булгар не было достаточно сил, чтобы контролировать такую огромную территорию, и во второй половине VII столетия они были вынуждены уступить южные степи хазарам - этнически родственному им северокавказскому народу. Одна из булгарских орд отступила на север и осела на средней Волге и нижней Каме, где позже, подчинив окрестные финские племена, образовала обширное государство — Волжскую Булгарию. Другая орда ушла в Восточное Приазовье (наши летописи знают ее под именем черных булгар). Третья временно обособилась в так называемом Углу, между Днестром и Дунаем, под защитой болот и рек.
Около 670 г., в поисках новых земель для поселения, эта последняя орда, возглавляемая ханом Аспарухом, переправилась через Дунай, разгромила ромеев и на их плечах вторглась в Мезию. Местное население, в основе своей уже славянское (представители так называемого Союза семи славянских племен), без сопротивления признало над собой его власть; недовольные просто переселились в соседние земли. Очевидно, дань, которую требовали булгары, была для славян предпочтительнее печально знаменитой византийской налоговой системы. В 716 г. Византия после ряда неудачных для нее военных конфликтов окончательно признала независимость Болгарского государства (Первое Болгарское царство со столицей в Плиске) и обязалась платить болгарским ханам ежегодную дань. С этого времени северобалканские земли окончательно обособляются от империи, и византийские писатели VIII - IX вв. совершенно теряют даже правильное географическое представление о них.
При царе Круме (803 - 814 гг.) границы Болгарии значительно раздвинулись за счет византийских владений: в 809 г. была захвачена София, в 813 г. взят Адрианополь. Его преемник Омуртаг (814 - 831 гг.) покорил славянские племена тимочан и браничевцев, захватил города Сирмиум и Сингидунум, что привело к образованию болгаро-франкского пограничья.
В 865 г. болгарский царь Борис I (852-889 гг.), удачно играя на противоречиях между Западной и Восточной церквями, принял христианство по греческому обряду, а спустя пять лет добился церковной независимости Болгарии от Константинопольского патриархата. Переселение в Болгарию Климента и Наума (учеников славянских просветителей Кирилла и Мефодия) привело к яркому расцвету славянской культуры в рамках христианского общества. Осуществленный ими перевод на церковнославянский язык основных библейских книг, а также произведений святых отцов заложил основы славянской литературы.
Сын Бориса, Симеон (893 - 927 гг.), получивший образование в Константинополе, правил в истинно имперском стиле. Он подчинил себе почти всю Сербию, Македонию, часть Фракии и значительные области по Дунаю, расширив территорию Болгарского царства от Адриатического моря на западе до Черного — на востоке. Хотя его неоднократные попытки взять Константинополь терпели крах, в 927 г. Симеон все-таки объявил себя «царем болгар и греков». Столица Болгарского государства при нем переместилась из Плиски в Преслав, обустроенный по образцу византийских городов. Царствование Симеона увенчало составление первого славянского судебника.
Первое Болгарское царство (VII-X вв.)
Поначалу новое государственное образование — Болгария — состояло главным образом из двух этнических групп: кочевников-булгар, взявших на себя функции политического господства и организации военной безопасности страны, и оседлых славянских племен, добровольно согласившихся содержать пришельцев, чтобы освободиться от подчинения императору. Возможно, какую-то роль в мирном подчинении славян булгарам сыграли воспоминания о периоде относительно мягкого гуннского владычества, ибо булгары были одним из главных племен в разношерстной гуннской орде.
Ассимиляция тюрок-булгар в славянской среде происходила очень быстро. Уже в указах царя Крума не делалось никаких различий по этническому признаку. Среди его приближенных находились лица со славянскими именами. Так, послом Крума в Константинополе был славянин Драгомир. В дальнейшем роль славян в составе элиты Болгарского царства только возрастала, и к концу X в. Болгария превратилась преимущественно в славянское государство.
________________________________________ ________________ __________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр
УРОК № 2
Древние тюрки и ранние государства
Великая Болгария
Во время продвижения гуннов на запад в причерноморские и приазовские степи наряду с другими тюркоязычными племенами пришли болгары. Здесь были владения Тюрского каганата. Болгары оказались в его составе на положении вассалов. Под предводительством правителя Кубрата в 632 году они добились независимости. Возникло самостоятельное государство - Великая Болгария. (см.карту )
КУБРАТ- ХАН ПЕРСТЕНЬ С ПЕЧАТЬЮ
КУБРАТ- ХАНА
Столицей Великой Болгарии была Фанагория - античный город на Таманском полуострове.
Здесь были сосредоточены ремесла и торговля. Основным же занятием болгар являлось кочевое скотоводство.
История Великой Болгарии оказалась короткой. Сыновья Кубрата нарушили его завет не отделяться друг от друга и жить в дружбе и согласии. После смерти отца они начали борьбу за власть и поделили землю между собой. Государство распалось.
Сын Кубрата Аспарух вынужден был увести своих подданных на берега Дуная. Здесь болгары, покорив славян, в 681 году создали новое государство - Дунайскую Болгарию.
Большая часть болгар вместе с Батбаем, другим сыном Кубрата, осталась на своих коренных землях. Вскоре они заняли Крымский полуостров, степи и лесостепи Приднепровья. Именно в этих степях, у села Перещепино в окрестностях города Полтавы, был обнаружен клад золотой и серебрянной посуды, драгоценного оружия и украшений. "Сокровища Кубратхана"- так называют обычно этот клад, на которых сохранилась имя основателя Великой Болгарии.
БОЛГАРСКАЯ СЕРЕБРЯНАЯ ВАЗА ЗОЛОТЫЕ ПЕРСТНИ ОРГАНЫ
С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КУБРАТ-ХАНА И КУБРАТ-ХАНА.
Великая Болгария -первое собственное государство болгар, ставших одними из предков современных татар. Существовала она непродолжительное время, не успела даже как следует окрепнуть и потому не оказала значительного влияния на ход истории.
ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ
ВЕЛИКА БЪЛГАРИЯ
Великая Болгария. Булгария. Союз различных по происхождению племен, в основном, тюркских и угро-финских, кратковременно (632-ок. 671) существовавший в причерноморских и азовских степях.
Основу объединения составило протоболгарское племя кутригуры, которому с привлечением славян и остатков антов удалось освободиться от власти аваров, чьё могущество было подорвано очередной неудачной попыткой захвата Константинополя (626).
Хану кутригуров Кубрату (632-665), удалось объединить свою орду с другим болгарским племенем утигуров (находившихся ранее в зависимости от тюрков), а также с угорским племенем оногуров (возможно хунногуров, хунгуров, откуда Hungary - Угрия, Венгрия). Так возникла Великая Булгария. Среди болгарских племён усилился род Дуло. В 619 вождь болгар Органа принял в Византии христианство. Свой престол Органа оставил сыну своей сестры Кубрату. Кубрат родился ок. 605 и воспитывался при дворе Византийского императора. В 632 Кубрат взошёл на престол. Кубрат женился в 635 на дочери богатого грека Евдокии. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция.
Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве болгарские племена и противостоять опасности. Но после его смерти Великую Болгарию поделили пятеро его сыновей, Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. В результате натиска хазар болгарские орды разделились, и Великая Булгария прекратила своё существование. Булгары приняли участие в Великом переселении народов, оказав влияние на формирование народов, сохранившихся до наших дней. Примерно в 665 Кубрат умер. Предположительно его захоронение нашли около села Малая Перещепина Полтавской области Украины. Было извлечено много золотых и серебряных изделий и печать с монограммой (в которой возможно прочтение имени Кубрата), которые сейчас хранятся в Эрмитаже.
Старший сын Батбай остался на месте, второй сын Котраг со своей ордой перешёл Дон и поселился напротив Батбая. Третий сын Аспарух со своей ордой ушёл на Дунай и там основал Дунайскую Болгарию. Похоронен был Аспарух на территории современного города Запорожье. Четвёртый сын со своей ордой двинулся в Паннонию к аварам, пятый сын ушёл со своей ордой в Италию.
Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась на север и, обосновалась (VII - VIII веке) на средней Волге и на Каме, где впоследствии возникла Волжская Булгария. Волжские булгары, являются предками казанских татар и чувашей.
Другая орда, в которую входили в основном утигурские кланы, под началом хана Аспаруха, пошла на запад и ок. 650 остановилась в районе нижнего Дуная. Вторгшиеся примерно в это же время (VI-VII века) из-за Дуная на Балканы славянские племена, не имевшие опыта создания государств, попадали в сферу влияния болгар. Признав Аспаруха своим сюзереном, они влились в новое государство. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация, сумевшая создать одно из первых славянских государств, Болгарское царство.
Таким образом, древний союз племен под названием булгары принял участие в формировании нескольких народов - славянских, тюркских, угро-финских, а также в некоторой степени романских и германских.
Как тюрки и славяне основали Дунайскую Болгарию. Часть 3
Крещение и булгарские послы
Латиноязычных европейских хронистов в целом мало интересовали дела на Балканах, пока влияние франков не начало распространяться на балканских славян и Паннонию. Из событий, связаных с Балканами, они отметили только помощь булгар ромеям в 717 году и гибель в битве с булгарами императора Никифора. Во «Всемирной хронике» сообщалось, что на помощь Константинополю, осажденому сарацинами, пришли булгары с реки Истр (Дунай). В «Деяниях Неаполитанских епископов» указывалось, что булгары, живущие на Дунае, ударили в тыл многочисленному войску сарацинов, осаждавших Константинополь. Сообщалось, что в 811 году Никифор хотел завладеть страной булгар, и многие из них бежали в горы. Но неожиданно на него напали, и вместе с другими ромеями он погиб. В «Ситийской хронике» от 812 года упоминалось о гибели императора Никифора от рук булгар. Эйнхард в 813 году сообщал, что булгары стояли у врат Константинополя. Крум погубил Никифора, а Михаила изгнал из Мезии. Когда Крум был около стен Константинополя, сообщалось, что Михаил сделал неожиданную вылазку и Крум был тяжело ранен. Булгары вынуждены были быстро отступить. В «Фульдских анналах» временем битвы Никифора с булгарами назван 812 год.
В 824 году император заключил мир с Омуртагом. В «Ведастинских анналах» сообщалось, что при помощи булгар Тервела Юстиниан вернул себе власть в 705 году. В 716 году сообщалось, что булгары ударили в тыл сарацинам, осаждавшим Константинополь. В 813 году указано, что Михаил напал на булгар, однако этот поход был неудачный. Агнел сообщал, что булгары помогли Юстиниану снова стать императором. Друтмар из Корби сообщал о крещении булгар. В «Ксантенских анналах» сказано, что булгары, ранее поклонявшиеся идолам, приняли христианство в 868 году. Андрей Бергамский датировал это событие 867 годом. В «Бертинских анналах» времем крещения назван 866 год. Регинон Прюмский считал, что крещение произошло в 868 году.
Воины Крума преследуют сына Никифора I Ставракия. Фото wikipedia.org
Анастасий Библиотекарь отмечал, что Аспарух был одним из пяти сыновей Кровата (Кубрата). Его войска пришли в область Онгл у Дуная. Император Константин пришел с войском и флотом. Однако булгары разбили ромеев и преследовали до Одисса. Булгары завладели землями вплоть до Аварии. Анастасий Библиотекарь вместе с Феофаном и Никифором сообщал, что Юстиниан II воевал против Славинии и Булгарии.
В «Кратких Лоршских анналах» от 814 года сообщалось о смерти Карла Великого и великом сейме, созваном Людовиком Благочестивым, на который прибыли посланики ромеев просить помощи против дунайских булгар. Эйнхард сообщал, что правитель гудоскан Борна, а также Людевит (правитель паннонских хорватов) отошли от союза с булгарами. Следует это понимать так, что они были союзниками дунайских булгар против авар. В 824 году хан Омуртаг отправил посольство к императору Людовику. Тогда же прибыли послы от ромеев и племени преденецти (дунайских ободритов), которые жаловались на ущемления со стороны булгар. В 825 году булгары договорились с франками о разграничении сфер влияния. В 827 году булгары пришли с войсками и суднами в Паннонию, разорили местных славян и назначили туда своих чиновников. В 828 году граф Балдрих был лишен титула из-за бездействия против булгар.
В «Фульдских анналах» повторялись данные о посольстве 824 года и договоре 825 года, а также о булгарском вторжении 827 года. Эти же сюжеты были описаны в «Житии Людовика». В «Фульдских анналах» 828 года сообщалось, что молодой Людовик (тот, который станет Людвигом Немецким) был отправлен воевать против булгар. В 845 и 852 годах франки отправляли посольства к булгарам, а в 863 году булгары помогли франкам против Карломана, захватившего власть в Каринтии. В 867 году Людвиг удовлетворил требования булгар. В 884 году булгары вместе с франками воевали против Великой Моравии. Раббан Мавр говорил о походе императора Людовика против булгар в 828 году. Валафрид Страбон сообщал, что перед Лотарем отступили враги, в числе которых были названы булгары. В «Бертинских анналах» было сказано, что в 853 году славяне (мораване) привлекли на свою сторону булгар. Однако король Людвиг Немецкий разбил их. В 864 году сообщалось, что Людвиг питал вражду к булгарам, однако ходили слухи, что правитель их по титулу каган принял христианство. В «Лаубахских анналах» сообщалось о булгарских послах 832 года.
Булгары лишь иногда были интересны латинянам. При правлении Карла I Великого обе стороны старались поддерживать статус-кво, который сложился после 804 года, когда Аварский Каганат прекратил существование как империя. Камнем преткновения между франками и булгарами в правление франкского императора Людовика Благочестивого стала Паннония. Булгары, рассчитывавшие на распространение своей власти на всех южных славян, столкнулись с тем фактом, что хорваты из Далмации и Паннонии фактически приняли франкское подданство. Булгары в свою очередь через некоторое время ввели свои войска и поставили своих ставленников в Паннонии. В середине IX века булгары оказывали поддержку Великой Моравии, стараясь не допустить продвижения франков далее на восток. Некоторым образом внешнюю политику Дунайской Болгарии в правление Маламира и Пресиана скорректировало вторжение венгров в 837 году, вследствие чего булгары потеряли землю Онгл и Мунтению. На север от Дуная власть булгар более не распространялась. Из степей Северо-Западного Причерноморья на дунайских булгар нападали венгры.
Император Крум сделал чашу из черепа Никифора. Фото wikipedia.org
От кочевничества к оседлости, от язычества к христианству
Социальные трансформации в Дунайской Болгарии особенно видны благодаря данным археологии. Нужно отметить, что в начале существования государства булгары были кочевниками, для которых были характерные богатые захоронения. В погребениях булгар находили кроме погребенного человека, коня, медальоны, печати, оружие. У. Фидлер отмечал, что особым символом власти булгарской власти был символ Тангры, который сочетал греческий эпсилон с еще двумя линиями на бронзовых амулетах. Существовали девташлары, то есть каменные статуи, которые почитались булгарами.
У этого государства не было определенной столицы. У Аспаруха это была Плиска, а у Омуртага Чартал. В Дунайской Болгарии существовала официальная пропаганда, которая была выражена в надписях на камнях. Особо монументален памятник в Мадаре с текстом на булгарском и греческом. Большинство надписей же датированы временем Крума и Омуртага, то есть временем булгарского великодержавия. В период христианизации Дунайской Булгарии количество таких надписей сокращается.
Нужно также отметить, что булгары постепенно оседали. Концентрация булгарских поселений была характерна для районов Варны и Плиски. Районы Добруджи и Онгла были менее населены. То есть изначально булгары поселились на территории, которая не была похожа на их степи, и только часть населения продолжала кочевать.
Болгарские воины IX века. Фото wikipedia.org
Булгарское язычество было производным от древнетюркского с особенностями, которые записал Мовсес Каганкватци во время миссии в царство булгар-суваров на Северном Кавказе. Тенгри-Аспендиат у дунайских булгар назывался Тангра. Прежде всего булгары поклонялись небу, символом которого и был Тангра. Он же был властителем молний. В селе Горталово было найдено изображение Умай, подобное кудыргинскому. В письменных источниках не упоминался Ыдук Эр-Суб. Феодор Студит отчетливо указывал на многобожие булгар и их идолов. Он отказался от участия в пиршестве при дворе хана Омуртага. Священными были лесные рощи.
Идеология общества была всаднической и милитаризированной. Оглашалось, что власть кагану дана от Тангры, подобно тому, как кок-тюрки, енисейские кыргызы, токуз-огузы ссылались на волю небес и божественный мандат. Булгары поклонялись небесным светилам - Солнцу, Луне и звездам. Почитание звезд отметил Феофилакт Охридский. Иоанн Экзарх упоминал о солнцепоклонничестве. Солнце и Луна представлялись двумя братьями. Григорий Богослов говорил, что булгары поклонялись реке и зверям в ней и язычники посвящали ему богослужение.
Борис в письме Папе римскому Николаю говорил о чудесных свойствах камней, и у булгар было принято поклоняться камням, например, девташларам. Кроме того, обожествлялись горы, скалы, деревья, озера и реки. Феофан Исповедник говорил, что Крум поклонялся морю. Скриптор инцертус сообщал, что хан принес морю в жертву пленных ромеев.
Во время правления Крума булгарский хан исполнял функции и светского, и духовного лидера. Титул верховного жреца был кан бойла колобра. Боколобр как главный жрец был у авар. У дунайских булгар также существовал титул багатур бойла колобр. Простые жрецы назывались колобрами. Однако это имело и свою обратную сторону. Неудачливых правителей могли убить как того, кто приносит несчастья своему народу. Такой была судьба ханов Телеца и Дицевга (сына Крума).
У булгар существовал культ предков, который был зафиксирован в папско-ханской переписке. Пользовались почитанием кони, олени, собаки, соколы. Из данных письменных источников мы знаем, что булгары клялись над железом и после клятвы разрубали собак для гарантирования клятвы. Такой обычай зафиксирован Продолжателем Феофана и Николаем Мистиком. Языческие идолы изготавливались из дерева и камня. Перед ними люди вставали на колени и приносили жертвы. Были у булгар и каменные антропоморфные статуи – бабы.
К вопросу о каганах
Надписи на камнях как форма государственной пропаганды существовали у дунайских булгар и персов. Культовых центров у персов-зороастрийцев было несколько, главным из которых был Накш-и Рустам. У кок-тюрков и токуз-огузов в порядке вещей было возведение стел, на которых несколькими языками рассказывалось о свершениях правителей. Похожая форма пропаганды существовала и у скандинавов, например, известна стела в честь Гарольда Синезубого. При этом у датчан и персов надписи были на одном языке, а у кок-тюрок, токуз-огузов и дунайских булгар на нескольких языках. Содержание надписей в Дунайской Болгарии нам известно только благодаря тому, что существовал параллельный текст на греческом языке. Язык дунайских булгар, который использовал для письменности тюркскую рунику, остается малоизвестным из-за скудности данных.
Наиболее известный культовый центр дунайских булгар это Мадара, где до римлян существовал культовый центр фракийцев. Ц. Степанов предполагал для наскальных изображений булгар в Мадаре связь с митраизмом, а само название местности считал производным от тюрского слова герой. Следует отметить, что у алан и волжских булгар были некоторые обычаи, напоминающие митраистические практики. Однако более правильно было бы обозначить, что у булгар нашли отображение индо-иранские традиции, а не митраизм как высокая религия. Исследователь выступал критиком гипотезы о некотором влиянии зороастризма на булгар. Ни в одном источнике не упоминалось о связи булгар с зороастризмом. Булгарские храмы огня были лишь подражанием высокой религии иранцев.
Особо монументален памятник в Мадаре с текстом на булгарском и греческом. Фото wikipedia.org
Необходимо отметить, что зороастризм не получил большого распространения даже у алан, не говоря уже о тюркских кочевниках. Булгары погребали своих умерших вместо того, чтобы выставлять их тело на съедение птицам в храме. Булгары только переняли знак удачи - фарн. Для булгар Мадара была аналогом тюркского Отюкена. В храме под Даул-таш находилось открытое святилище Тангры. Рядом со святилищем находился бассейн с водой для ритуальных омовений. Также в рамках Мадары у села Калугерицы существовал еще один языческий храм. Другие культовые центры существовали в районе сел Горталово, Плевенско, Камен Бряг и в районе Родопских гор. В святилищах находились каменные амулеты. Нужно отметить, что существовали белые и черные шаманы. Амулеты должны были защитить от черной магии. Конкуренцию христианству у булгар составляло разве что поклонение Тангре.
Правители Дунайской Булгарии выдумали легенду о своем происхождении, похожую на римскую и тюркютскую, только вместо волчицы Испера (Аспаруха) выкормила корова или олениха. Похожий сюжет встречался в легендах о Моисее, Саргоне и Кире. В болгарской апокрифической летописи отмечалось, что булгары заняли пустующую после эллинов Карвунскую область. Таким путем булгары обосновывали легитимность того, что они правят на Нижнем Дунае.
Необходимо отметить, что не всегда за булгарскими правителями признавали легитимность. Так в Салернской хронике отмечалось, что только аварский правитель может носить титул каган, а правители норманнов, булгар и хазар носят титул dominus. Это находится в противоречии с данными, известными из других источников. В «Бертинских анналах» упомянут каган скандинавов, то есть каган Руси. Известны также данные Иллариона о кагане Владимире. Рядом с ним сосуществовал славянский титул князь и скандинавский титул конунг. Титул каган вероятно был перенят у тюркских соседей. О кагане и каганбеке хазар сообщали арабские источники. В конце концов исходящие от булгар данные свидетельствуют о титуле кагана у булгар.
У булгар и у хазар существовали харизматические кланы. Так у булгар это был Дуло, у хазар тюркютский клан Ашина. Через некоторое время власть переняли роды Вокил и Угайн. То, что правящая династия сменилась, стало причиной столкновений между родами, поскольку они не имели такого авторитета, как Дуло. В еврейских источниках происхождение Булана не связывается с царским родом, сказано лишь о том, что он был знатного рода. Смена фактического правителя с кагана на каганбека стала причиной гражданской войны в Хазарском каганате. В Дунайской Болгарии не произошло раздвоение на сакрального и светского правителя, а хан соединял в себе и сакральную, и светскую власть. Когда дунайские булгары славянизировались, то вместо титула каган употребляли титул царь. Его носили и Симеон, и комитопул Самуил.
Продолжение следует
Ярослав Пилипчук
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».
Основателем Великой Болгарии считается хан Кубрат, который в причерноморских степях путем сочетания мирных - дипломатических и военных операций, уклоняясь от серьезных столкновений, предпринял попытку «собрания народа» (его имя с тюркского трактуется именно так: ты должен собрать народ) .
Территория Великой Болгарии
Основной территорией Великой Болгарии стали земли, простиравшиеся от Кубани до Днепра, населенные болгарскими племенами оногуров, частично кутригуров и, по-видимому, древневенгерскими племенами.
Столицей Великой Болгарии стал восстановленный после гуннского разгрома древний античный город Фанагория, располагавшийся на Таманском полуострове.
Хан Кубрат, выросший при дворе византийского императора, получивший прекрасное образование, знавший многие языки народов Причерноморского региона, был приверженцем объединительной политики.
Дипломатия Великой Болгарии
С целью консолидировать тюрок хан Кубрат поддерживал союзнические отношения с Византией, которая, в свою очередь, стремилась использовать болгар как военный и политический противовес аварам. Поэтому поддержка Византии в борьбе болгар с Аварским каганатом за свою независимость была непрочной. Наверное, во многом этим объясняется недолговечность Великой Болгарии. После смерти хана Кубрата в начале 640-х гг. Великая Болгария была поделена между его сыновьями.
К сожалению, великоболгарский этап в отечественной историографии часто описывается лишь как кратковременный эпизод, как незначительное историческое явление. В действительности культура Великой Болгарии была не эпизодом или одним из ярких всполохов переходного от древнего к средневековому историческому времени, а связующим звеном, обеспечившим непрерывность эволюции тюркской цивилизации, фактором сохранения и распространения ее сущностных черт под этнонимом «болгары» () в широких геополитических координатах.
Распад Великой Болгарии
Этот период характерен усилением нового государственного объединения — Хазарского каганата, ядром которого становится близкое болгарам тюркоязычное племя хазар, обитавшее после ухода гуннов и авар в западной части Прикаспия от Нижней Волги до реки Сулак.
Хазары пытались подчинить своему влиянию все болгарские племена. Старший сын Кубрата хан Батбай, возглавивший приазовскую группу болгар потерпел в середине VII в. поражение от хазар, стал их данником и вынужден был переселиться южнее к предгорьям Кавказа. Тюркскими потомками древних болгар считаются современные балкарцы.
Западная Группа болгар во главе с младшим сыном Кубрата ханом Аспарухом ушла на нижний Дунай, где нанесла поражение войскам византийского императора Константина IV Погоната, который заключил с Аспарухом мир и обязался платить болгарам дань.
Так в 681 г. хан Аспарух основал Болгарское государство. Его преемник хан Тервел получил от византийского императора Юстиниана II титул кесаря, а последующие болгарские правители заметно расширили границы царства за счет присоединения к нему бывших аварских земель на левобережье Дуная.
Со временем эта группа болгар была ассимилирована славянским населением, однако сохранила этноним в названии государства - Болгария и оставила заметный след в истории болгарской государственности, значительно повлияв на этногенез болгарского народа.
Создание Волжской Булгарии
Другая значительная по численности группа болгарских племен в течение последующего столетия перемещалась на север и, пройдя степи нижней Волги, на рубеже IX - X вв. создала свое государство - Волжскую Булгарию. Распространенная ранее в литературе версия о том, что это были болгарские племена во главе с сыном Кубрата Котрагом, в последнее время подвергается серьезному сомнению.
По всей вероятности, конгломерат болгарских племен, состоявший из собственно болгар, савир, барсил, беленджер и др., до обоснования в Волго-Камье рассеялся по обширной территории Хазарского каганата.
Там эти племена создали совместно с тюркоязычными хазарами, ираноязычными аланами и другими местными этносами своеобразную земледельческо-кочевую цивилизационную общность, получившую название салтово-маяцкой археологической культуры.
Этой культуре принадлежит несколько сотен разнообразных археологических памятников - остатков кочевий, поселений, замков, городов и могильников, датируемых VIII - IX в. Они расположены на обширной территории от Волги до Дуная, хотя основная часть сконцентрирована по берегам Дона и в Приазовье.
Сложившись в зоне интенсивного цивилизационного взаимодействия многих тюркско-угорских и индоевропейских народов, эта культура представляла собой сочетание кочевой, земледельческой и городской традиций различных регионов Евразии. Известный археолог С.А.Плетнева считает располагавшуюся на славяно-хазарском пограничье салтово-маяцкую культуру «одной из наиболее ярких и высоких культур средневековья».
Закат салтово-маяцкой культуры, очевидно, можно связывать с уходом части составлявших ее племен на запад (в Причерноморье и на Дунай) и на север (в Поволжье), а также с ослаблением Хазарского каганата в результате военных ударов арабов, восточных славян и особенно печенегов.
Волго-болгарский срез культуры, обогативший мировое сообщество уроками как мирно-созидательного, торгово-экономического, так и военно-завоевательного характера, не канул в Лету. Он продолжал оказывать свое воздействие на многие стороны общетюркской цивилизации.
И даже через многие столетия он подавал «культурные сигналы», проявлял себя в виде морально-этических норм, традиций и обычаев, вошедших в мифологию, в повседневную практику и духовную жизнь многих народов - исторических наследников и продолжателей болгар, в том числе и татарского народа.