О работных домах в стране чарльза диккенса и не только. Работные дома в россии Английский сериал про нищету работный дом
Очень наглядная картинка, показывающая разницу в "социальной поддержке бедных" времён капитализма и Средневековья.
Вверху - современный (для 19-го века) Работный дом в Англии. Содержание бедных при "демократическом, рыночном капитализме". Тюремные условия содержания. Избиения и издевательства. Жалкая голодная пища - баланда и каша. "Поддержание дисциплины" путём заключения в карцер. Трупы умерших передаются врачам "для научных целей" (для разборки на органы).
Внизу - средневековый католический монастырь. Содержание бедных во времена страшной Инквизиции и прочих "ужасов средневекового мракобесия". Условия вполне приличные. Пища сносная - окорочок, белый хлеб, сыр, вино. "Поддержание дисциплины" путём проповеди покаяния. Умерших хоронят со всеми почестями.
Тут, конечно, сторонники чистого незамутненного капитализма воскликнут: "Так ведь сейчас таких Работных домов нет. Напротив, бедняки совсем распустились и обнаглели! Все получают огромную социальную помощь и совершенно не хотят работать! В США уже 40% живёт на социальное пособие! Юлия Латынина сказала!
"
Но это временное явление. Всё идёт к тому, что жёсткое законодательство против экспроприированных, о котором тоскует Латынина и иже с ней, будет восстановлено. Раздуваемая сейчас истерия способствует подготовке к этому "общественного мнения".
Многие нормы уже вводятся: изъятие квартир за долги, изъятие детей у малоимущих семей в рамках "ювенальной юстиции" и т.п. Остаётся только вернуть формальное лишение свободы за "тунеядство".
Но и тут носитель чистого незамутненного капиталистического мировоззрения воскликнет: "Так и нам чем плохо? Мы ведь не пострадаем, если будут заключать в "спецдома" всяких нищих и бомжей, тунедцев и алкоголиков
".
Ребята, обратите внимание на слова:
"Угроза помещения в работный дом заставляла многих бедняков соглашаться на любые условия работы на фабриках, что позволяло владельцам фабрик снижать зарплату
".
И это касается всех. Ибо зарплату снизят всем. Имея бесправных рабов, работающих за минимальную плату, никто не захочет платить вам высокую зарплату только за уверения в вашей преданности "рыночному капитализму";) А постоянный рост безработицы приведёт к тому, что угроза заключения в "спецдом" будет висеть и над вчера ещё "приличными" выпускниками ВУЗов. Хотите жить в постоянном страхе, господа?
Оригинал взят у timplay в Исторические факты. Работный дом.
Рабо́тный дом (англ. workhouse) — благотворительное учреждение, созданное для оказания помощи нуждающимся и в виде помощи предоставляющее оплачиваемую работу при непременном проживании в таком доме и подчинении его внутреннему порядку. По мнению Оксфордского словаря, первый работный дом появился в Эксетере в 1652 году. В то же время есть упоминание термина в 1631: мэр Абингдона сообщает о «возведении работного дома для предоставления работы обездоленным».
Работные дома впервые появились в Англии в XVII веке и имели первоначально принудительный характер для борьбы с нищенством. Согласно законам о нищенстве, несостоятельные бедняки помещались в такие дома, где были обязаны трудиться. Внутренний порядок мало чем отличался от тюрем. Существовала система поощрений и наказаний: за нарушение дисциплины могли быть назначены дополнительные работы, также практиковались телесные наказания, карцеры, ограничения в еде. Мужчины, женщины и дети находились отдельно друг от друга. Угроза помещения в работный дом заставляла многих бедняков соглашаться на любые условия работы на фабриках, что позволяло владельцам фабрик снижать зарплату.
По закону о бедных 1834 в работные дома принудительно помещались все обращавшиеся за общественной помощью. Условия содержания в работных домах неоднократно становились причиной скандалов (например, скандал в Андовере или скандал в Хаддерсфилде). Чартисты включили требование ликвидации работных домов в петицию 1842 года.
В связи с развитием социального (в том числе пенсионного) обеспечения в XX веке система работных домов изжила себя. Они фактически превратились в дома для престарелых и инвалидов.
Первые работные дома , по сути, были благотворительными заведениями на базе церковных приходов, где бедняки за кров и пищу посильно работали. Благотворительностью занимались и частные лица, тем более, что «Закон о бедных» сопровождался отдельным постановлением «Об использовании благотворительных средств», который «продвигал» идеи благотворительности среди аристократов и купцов, перечислял основные нужды, на которые могут быть направлены благотворительные средства и учреждал комиссию по контролю за ними.
В 1688 году в Лондоне Томас Фёмин (Thomas Firmin) и сэр Роберт Клэйтон (Sir Robert Clayton) организовали добровольный сбор пожертвований «от двери к двери», которому новый король Вильям III дал разрешение и внёс свою лепту - 2 000 фунтов стерлингов, а затем каждый год выделял по 1 000, что стало основой Фонда Королевского письма (The King"s Letter Fund) . Это, конечно, делает честь королю - деньги по тем временам немалые, но проблема опять в том, что это были всё-таки деньги частного лица, а государственную финансовую программу по поддержке бедных король принять не сподобился.
Фёмин (1632-1697) был известным бизнесменом - текстильным магнатом и филантропом. Он организовал несколько работных домов в Лондоне, начиная с 1665 года, так и обеспечил работой сотни непрофессиональных работников. Например, в прядильном работном доме работали 1700 человек и получали зарплату, хотя и небольшую, поскольку это предприятие всегда было убыточным. Фёмин выкупил сотни должников из тюрем, долги которых составляли небольшие суммы.
К 1721 году в Лондоне уже было открыто 38 заведений, которые могли разместить 5 000 женщин, детей и мужчин. Позже в Лондоне открылись ещё 13 работных домов. (Suffering and Happiness in England 1550-1850: Narratives and Representations: A collection to honour Paul Slack. Michael J. Braddick and Joanna Innes, 2017 с. 160) . Ими заведовали разные люди и не все были такими творителями блага, как Фёмин.
Однако «невидимая рука» рынка не могла пройти мимо хорошего дела, не испортив его, и подкинула английским беднякам свинью в лице Мэтью Мэриотта (Matthew Marryott (1670-1731)) , йомена (мелкого землевладельца) из Бакингемшира (Buckinghamshire) , и все те немногие крохи помощи, на которые они могли рассчитывать, быстренько закончились.
В 1714 году ушлый предприниматель организовал работный дом в Олни (Olney) - своём родном городе, который стал работным домом нового образца. Он поставил дело так, что приход не оказывал никакой помощи беднякам, которые отказались от работного дома. Бедолаги вынуждены были идти в работный дом Мэриота. Это был работный дом, как средство устрашения, как дом-тест (их так и называли workhouse-test), строгий режим которого должен был гарантировать, что в него попадут только очень отчаявшиеся люди, которые будут терпеть жестокие условия проживания и труда. Но, прежде всего, такие работные дома должны были быть экономически эффективными для тех, кто ими заведовал бы.
Последний приют Магдалины был закрыт в Ирландии в 1996 году .
О причинах, по которым английская верхушка так небрежно относилась к преданному ей народу, я буду рассказывать в следующих частях моей статьи...
Елена Любимова
О том, что ещё происходило в подобных приютах, повествует сюжет Вестей
В 1575г. в одном из английских законодательных актов , в котором речь шла «о наказании бродяг и облегчении бремени бедняков», предусматривалось строительство исправительных домов , из расчета по одному на графство. Название их стало ассоциироваться с идеей работных домов и стало синонимом их; вскоре в Англии появились до 200 работных домов под этим названием . Через несколько лет было принято решение о поддержке частной инициативы: отныне, чтобы открыть исправительным домом или «госпиталь», не требовалось официального разрешения.
Лондонский работный дом представлял из себя хорошо охраняемые мастерские, находившиеся под постоянным надзором и отличавшийся тюремной дисциплиной. Мастерские были под контролем ремесленных гильдий, а питание заключенных зависело от результатов их труда . Бездельничавших бродяг направляли на работы на рудники и пекарни, где работа была тяжелой и требовала не квалификации, а лишь физической силы. Дом вскоре столкнулся с непреодолимыми трудностями: безработица в Лондоне была настолько велика, что он не в состоянии был обеспечить работой всех направляемых туда бродяг , отчего роль дома как карательного заведения тут же понизилась.
В начале XVII в. была предпринята тотальная реорганизация : при исправительных домах и госпиталях были обязательны ремесленные мастерские и мануфактуры (мельницы, прядильни, ткацкое производство), приносящие дополнительные средства для их содержания и дающие работу тем, кого там содержали . Право решать, кто заслуживает помещения туда, возлагалось на мирового судью. Однако данные мероприятия успеха не имели: исправительные заведения вскоре слились с тюрьмами, а в Шотландии их вообще внедрить не удалось.
Англия в период создания первых исправительных домов переживала экономический спад, поэтому их введение было неэффективно . Уже в середине XVII в. начался подъем, требовавший возможно большего привлечения рабочей силы, желательно дешевой, что стало мощным стимулом в организации работных (исправительных) домов.
В Голландии появились два работных дома : для мужчин - Распхёйс, где основным занятием стала обработка бразильского дерева, и для женщин и детей - Спинхёйс , где последние занимались прядением и шили одежду. Работа в голландских работных домах велась по группам, а труд оплачивался. Кроме того, особое время отводилось для молитв и чтения религиозных книг, а пребывание было ограничено 8-12 годами. В то же время нарушителей режима ожидали жестокие наказания: в том же Распхёйсе они содержались в отдельных камерах, постоянно наполнявшихся водой. В камере имелась помпа и заключенный непрерывно был занят работой, откачивая воду.
Голландский образец стал показательным для устройства работных домов в Германии . В 1610-е гг. такие заведения появились в Бремене и Любеке, а затем и в ряде других городов. Здесь были сделаны попытки ввести в функционирование домов некоторые рациональные начала: так, в уставе гамбургского работного дома отмечалось, что стоимость произведенной работы четко высчитывается, а призреваемые получают лишь четвертую ее часть. Восемь управляющих составляли общий план работ. Мастер давал задание каждому и в конце недели проверял, как оно выполнено. В Германии у каждого из изоляторов возникла своя специализация.
Во Франции было создано три работных дома : для мужчин, для женщин и детей, достигших восьмилетнего возраста, и для серьезно больных. В первых двух заключенные должны были работать с рассвета до сумерек, начиная с 5 часов утра летом и с 6 часов утра зимой. Мужчины были заняты на рудниках, в пивоварении, на лесопилках и в «других местах тяжелого труда», в то время как женщины и дети шили и пряли, выделывали обувь и пуговицы и т. п. Невыполнявшие определенную надзирателями трудовую норму наказывались: их дневной пищевой рацион сокращался, а при постоянных нарушениях труда они выселялись из госпиталя и подвергались заключению в темнице. Нищим, которое работали в этих госпиталях, выплачивалась лишь четверть заработка, остальное шло в пользу госпиталя. Параллельно были созданы специальные отряды стражи для борьбы с уличным нищенством с введением особого вознаграждения за поимку бродяг.
В глазах властей и посторонней публики эти госпитали стали при всех их противоречиях институтами благотворительности.
В 1620-1630-е гг. ведущую роль в создании госпиталей во Франции, получивших название «общих», стала играть тайная религиозно-политическая организация Общество Святого Причастия.
4 мая 1656г . был подписан специальный декрет об образовании Общего госпиталя в Париже , это было необходимо, так как число бедняков в столице достигло 40 тысяч человек.
Парижский «Общий госпиталь» стал единым органом управления для нескольких уже существовавших учреждений (объединил все раннее существующие приюты и госпитали). Ежегодно число заведений росло, появился исправительный дом для проституток , в 1666г. Одежду заключенных в заведениях Общего госпиталя составляла серая роба с капюшоном, на каждом имелась эмблема госпиталя и номер. В Общий госпиталь надлежало принимать всех, кто приходил добровольно или направлялся по решению королевской либо судебной власти . Обязанности по обеспечению пропитания и общего надзора за призреваемыми возлагались на управляющих.
В целом, при всем многообразии моделей работных домов, нашедших свое применение в разных странах Западной Европы, эти исправительные заведения выполняли две важнейшие функции:
а) изъятия из общества праздношатающихся и профилактики волнений и бунтов с целью поддержания социального мира и равновесия;
б) использования дешевой рабочей силы через предоставление работы людям, которых держат под замком и заставляют трудиться «на благо всех».
В течение всего XVII в. слышатся все более многочисленные призывы создавать «благотворительные школы» или «бесплатные школы для бедных». В Париже бесплатные школы были созданы в большинстве католических приходов благодаря широкому притоку частных пожертвований, причем в некоторых таких школах обучали также и профессии.
Не были забыты и девочки, длительное время находившиеся в стороне от образования. В 1646г. Луиза Белланж собрала у себя 40 девочек бедняков. Посвятили себя той же миссии и новые монашеские объединения: орден урсулинок «содержал школы для девочек с пансионом и без».
И тем не менее бесплатные школы так и не стали учебными заведениями, предназначенными для самых низших слоев народа. С самого их основания туда потянулась довольно обеспеченная публика: дети ремесленников, торговцев, буржуа, не попавшие в традиционные школы.
Таким образом, в 16-18 вв. в странах Западной Европы начинается переход от церковной системы помощи к государственной.
Идея создания первых подобных учреждений для борьбы с мелкими воришками стала распространяться в Европе XVI века. Тогда профессиональные нищие и карманники настолько заполонили города, что стали проблемой для обеспечения правопорядка властями. С другой стороны, было в этой идее и гуманистическое зерно: малолетние преступники приговаривались к столь же суровому наказанию, что и взрослые, а помещение в работный дом могло облегчить их участь. Кроме того, в европейских городах развивался промышленный сектор, что привело к появлению большого количества низкоквалифицированной работы. Так появились учреждения, где главными принципами были изоляция и принуждение к труду.
Брайдуэлл
Одним из первых работных заведений стал Брайдуэлл. В 1553 году английский король Эдуард VI передал замок своего отца Лондону для содержания там сирот и женщин, которые «нарушали общественное спокойствие». Власти города получили его в полное владение через три года и разместили в бывшем дворце Генриха VIII тюрьму, больницу и работный дом.
Комната посещений в Брайдуэлле. Рисунок XVIII века. (wikipedia.com)
Тюрьма была известна тем, что заключение в ней, по словам современников, было «хуже смерти». На тот момент Брайдуэлл все же был частью пенитенциарной системы, а не благотворительным учреждением. Название его стало синонимом полицейских участков и мест содержания под стражей по всей Англии и Ирландии. Большая часть здания была разрушена во время Великого пожара, а в 1855 году тюрьму и вовсе закрыли.
Дисциплинарный дом в Амстердаме
Городскому совету Амстердама приглянулся опыт Байдуэлла и в 1589 году было принято решение о создании в Нидерландах работных домов. Голландцы тщательно подошли к этому вопросу и написали свод правил о том, какие цели должно преследовать подобное учреждение, как содержать заключенных, как все обустроить. Себастьян Эгбертс отмечал, что создание работных домов не потребует особых финансовых затрат, поскольку осужденные будут трудиться сами. Такая система, по его мнению, позволит преступникам не только содержать самих себя, но еще и приносить ощутимую прибыль.
Внешний вид здания работного дома в Англии. (wikipedia.com)
Взвесив все плюсы подобной затеи, власти города основали в 1595 году дисциплинарный дом. Его разместили в специально перестроенном для этого монастыре Клариссинок. В отличие от английского аналога туда помещали не только проституток и опасных преступников, но и мелких правонарушителей. Кроме того, дисциплинарный дом сочетал в себе по сути три учреждения: работный дом для дееспособных бедняков, дисциплинарное учреждение для тех, кто не хотел работать добровольно, и дом призрения для нищих, стариков, сирот и детей. При этом он имел разделение на мужской дисциплинарный дом и женский. Вскоре во многих голландских городах стали появляться аналогичные заведения. По сути, происходила постепенная трансформация работного дома как аналога тюрьмы в заведение с более гуманными принципами содержания.
Снова в Англию
В XVII веке в Англии уже наметились изменения в данном вопросе, хотя положение жителей таких домов все еще продолжало оставаться непростым. Так, нищим в работных домах предоставляли плату за труд при условии обязательного проживания в таком заведении и соблюдения внутренних распорядков. Первый классических работный дом появился в 1652 году в Эксетере. Порядок в таком заведении мало отличался от тюремного. Мужчины, женщины и дети были изолированы друг от друга и жили в разных частях здания. В дом был жесткий режим, кроме того существовала система телесных наказаний, нередко нарушителей даже помещали в карцер или морили голодом. По «закону о бедных», который запретил выплату пособий, в работные дома стали сгонять всех, кто обратился за общественной помощью. Условия содержания в работных домах даже стали причиной громких скандалов в XIX веке.
Иллюстрация из газеты, посвященная Андоверскому скандалу. (printerest.com)
Так, например, в работном доме в Андовере, графство Хэмпшир, рабочие из-за голода были вынуждены есть кости. В 1845 году по стране поползли слухи, что заключенные этого работного дома были лишены пищи, поэтому они, чтобы выжить, ели кости лошадей, собак и крупного рогатого скота, которые должны были использовать для производства удобрения из костной муки. Слух дошел до местного судьи, который вместе с доктором решил нагрянуть в работный дом для проверки. Оказалось, что хозяин учреждения украл у поставщиков продовольствие и выдавал заключенным еды даже меньше, чем была установленная Комиссией по делам малоимущих минимальная норма. Делом заинтересовался редактор газеты «Таймс» и случай получил широкий общественный резонанс.
На Руси
Впервые проблемой создания подобных заведений в России на законодательном уровне озаботился еще Иван Грозный. До этого забота о нищих и бродягах ложилась на плечи монастырей. Петр I также в регламенте главному магистрату от 1721 года говорит об учреждении смирительных домов для содержания «людей непотребного жития» в постоянной работе. Но реализовываться эта идея началась только в 1775 году с указа Екатерины II о создании работного дома. Поручили это московскому обер-полицмейстеру Архарову. В работный дом должны были помещать молодых «ленивцев», чтобы они добывали себе пропитание работой. Кроме того организация работных домов легла на приказы общественного презрения. Вслед за Москвой подобные учреждения стали появляться и в других городах страны. В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для буйных ленивцев, а менее чем через 100 лет на его базе возникла тюрьма «Матросская тишина». А в 1836 году на деньги купца Чижова был приобретен дом напротив Юсуповского дворца, в котором открылся «Юсупов Работный дом». Отношение к работным домам менялось то в сторону усиления, то послабления.
Дом трудолюбия в Кронштадте. (wikipedia.com)
Но кардинально поменялось все после открытия в Кронштадте Дома трудолюбия. Подобные заведения значительно отличались от работных домов. Они были формой благотворительности и помощи беднякам, а не наказания. Незащищенным слоям населения предоставляли оплачиваемую работу и еду, к труду их не принуждали и гарантировали свободное проживание, без тюремного режима. Кроме того, в домах трудолюбия дети не просто рутинно выполняли заказы, но и обучались различным ремеслам, чтобы впоследствии трудоустроиться. Дома трудолюбия по сути стали первой формой социального предпринимательства в России. Постепенно употребление словосочетания «работный дом» для описания трудовой благотворительности вышло из обращения.
Словосочетание «Работный дом» обычно вызывает в нашем сознании страшные картины, навеянные прежде всего произведениями Диккенса.
Но что на самом деле представлял собой этот общественный институт?
Информация, приведенная ниже, целиком взята с авторского сайта Питера Хиггинботама http://www.workhouses.org.uk/
, посвященного истории работных домов в Британии. На сайте огромное количество интереснейших фотографий, представляющих немалую историческую и культурную ценность.
Люди оказывались в работных домах по разным причинам. Обычно это происходило с теми, кто был слишком беден, стар или болен, чтобы самостоятельно поддерживать свое существование. Также это случалось в периоды длительной безработицы. Для незамужних беременных женщин работный дома был зачастую единственным местом, где они могли находиться до и после рождения ребенка. До появления государственных психиатрических лечебниц работные дома принимали психически больных людей, не имеющих средств к существованию.
Строго говоря, работные дома не являлись тюрьмами, и поступление в них являлось для человека в большинстве случаев добровольным, хотя и болезненным решением, так как, помимо прочего, автоматически меняло его юридический статус – до 1918 года проживающие в работных домах не имели право голосовать на выборах.
Униформа.
Изначально предполагалось, что обитатели работных домов будут сами шить одежду и обувь, однако на практике, вследствие отсутствия квалификации у работников, униформа как правило, покупалась. Обычно униформа была изготовлена из грубой материи и акцент делался на прочность и долговечность одежды, нежели на ее комфортность.
Мужская униформа состояла из толстого суконного пиджака, бриджей или брюк, полосатой хлопчатобумажной рубашки, матерчатой фуражки и ботинок.
Женская униформа состояла из верхней накидки, сшитой из грубой ткани, представлявшей собой смесь шелка, мохера и шерсти, ситцевой рубашки, нижней юбки из сермяжной (полушерстяной) ткани, полосатого льняного платья, чепца, шерстяных чулок и тканых тапочек
К 1900 году мужчины в работных домах обычно носили пиджак, брюки и жилет, на смену фуражке пришла шляпа-котелок.
В более позднее время работницы были одеты в бесформенные платья в бело-голубую полоску, длиной по щиколотки, а старые женщины носили капоры, шали и фартуки поверх платья.
Классификация и сегрегация.
С 1834 года обитатели работных домов делились на 7 групп:
Престарелые или немощные мужчины.
Крепкие работоспособные мужчины и мальчики старше 13 лет.
Подростки и дети мужского пола от 7 до 13 лет.
Престарелые или немощные женщины
Крепкие работоспособные женщины и девочки старше 16 лет.
Девочки от 7 до 16 лет.
Дети обоего пола младше 7 лет.
Каждая группа проживала на своей территории. Мужья и жены разделялись сразу же по прибытию в работный дом и подвергались строгим наказаниям даже за попытку просто поговорить друг с другом.Начиная с 1847 года супруги старше 60 лет могли подать прошение о совместном проживании в отдельной комнате. Дети моложе 7 лет могли помещаться в женском отделении и, с 1842 года, их матери допускались к ним «в разумный период времени». Родителям разрешались свидания с детьми «в определенное время каждый день»
Внутри работного дома
Работный дом представлял собою небольшое автономное поселение. Помимо мест общего пользования, таких как столовая и спальные помещения, имелись собственная пекарня, прачечная, швейные и обувные мастерские, огород и сад и даже свинарник для откорма свиней. Также там были школьные классы, ясли, лазарет для больных, часовня и покойницкая.
Попав в работный дом, человек имел в личной собственности только униформу и кровать в большой общей спальне. Кровати были сконструированы в виде деревянной или железной рамы шириной не более 2-х футов (т.е. 60 см). На кровати были положены матрасы, набитые соломой, и покрывала, одеяла и простыни ввели в обиход в 1840-х гг.
Дети часто делили одну кровать, взрослым это было запрещено.
Кроватью для бродяг служили деревянные ящики, более похожие на гробы, или даже приподнятые над полом деревянные платформы. В некоторых местах металлические рельсы служили опорой для низкобортных коек.
Уборной служила обычная выгребная яма. В спальнях обычно стояли горшки, а после 1860 года – земляные клозеты – ящики с сухой почвой, которая впоследствии использовалась как удобрение.
Раз в неделю обитатели работного дома мылись (обычно под наблюдением смотрителя- еще оскорбление достоинства) и мужчины брились.
Подъем 6 утра
Завтрак 6:30-7:00
Начало работы- 7:00
Окончание работы – 18:00
Отбой - 20:00
В зимнее время подъем был в 7 утра.
Через полчаса после сигнала, возвещавшего о побудке, Мастер или Матрона проводили перекличку в каждом отделении работного дома.
Общая молитва ежедневно читалась перед завтраком и после ужина, а церковная служба проводилась по воскресным дням, в Страстную Пятницу и на Рождество.
Правила и Устав
Одним из источников, дающих правильное представление о жизни в работном доме, является свод правил поведения, согласно которому регламентировался порядок. Правила эти вывешивались на всеобщее обозрение и зачитывались вслух, чтобы у неграмотных обитателей работного дома не было оправданий неповиновения этим правилам.
В 1847 году 233 статьи, разработанные Комиссией Закона о бедных, были объединены в Генеральный Свод Правил для работных домов, который действовал на протяжении последующих 60 лет. Так, например, согласно статьям 120 и 121 Правил обитателям работного дома строго запрещалось играть в азартные игры (карты, кости и т.п.), курить в любом помещении и иметь при себе курительные принадлежности, включая спички.
Нарушение дисциплины и наказания
После 1834 года нарушения правил в работных домах делились на 2 категории:
1. незначительные нарушения общественного порядка;
2. злостное неподчинение правилам
За нарушения первого типа полагались, как правило, сравнительно легкие наказания в виде лишения определенных видов еды (чаще всего, сыра и чая), тогда как за второй тип налагалось более серьезное взыскание вплоть до одиночного заключения в некоем подобии карцера.
Книги наказаний работных домов часто регистрируют исключительную строгость наказаний, назначаемых их обитателям.
Проступок | Наказание |
||
Elliott, Benjamin | Пренебрегал работой | Лишить обеда, на ужин ничего кроме хлеба. |
|
Шумел и ругался | 24 часа в карцере на хлебе и воде. |
||
Дрался в школе | Лишен сыра на неделю |
||
Greenham, Mary and Payne, Priscella | Ссорились и дрались | Лишить мяса на одну неделю |
|
Разбила окно | Оправлена в тюрьму на 2 месяца. |
||
Пытался сбежать, взобрался на стену | |||
Отказ от работы | В тюрьму на 28 дней. |
||
Отказ от работы | Лишение сыра и чая на ужин, лишение завтрака |
||
Soaper, Elizabeth | Употребляла бранные слова в спальне Пыталась подбить других на неповиновение. Отказалась работать. | Заключение в тюрьму на 14 дней по решению магистрата |
Как и чем питались в работном доме
Питание обитателей работного дома как правило было расписано в мельчайших подробностях.
Например, в работном доме прихода Св. Джона в 1870-х гг каждому взрослому обитателю ежедневно полагалось:
7 унций (около 200 грамм) мяса без костей,
2 унции (56 гр) масла,
4 унции (112 гр) сыра,
1 фунт (453 гр) хлеба,
3 пинты (1,7 л) пива
Дети и старики получали питание с бОльшим содержанием мясных и молочных блюд. С 1856 г. были введены особые диетические столы для детей в возрасте от 2 до 5 лет и от 5 до 7 лет. Особое питание требовалось для больных людей. Таким образом, работные ома имели дело с по меньшей мере семью видами диет, каждая из которых была тщательно рассчитана. В момент своего поступления в работный дом каждый новоприбывший прикреплялся к определенному «столу»
Основным компонентом в питании был хлеб. На завтрак он дополнялся овсяной кашей, сваренной на воде, иногда с добавлением муки. Бульон представлял собой воду, на которой было сварено мясо к обеду, иногда с несколькими луковками и брюквой. Чай – часто без молока- подавался старикам и инвалидам на завтрак. Ужин был повторением завтрака. Обед был наиболее разнообразным, хотя несколько дней в неделю это мог быть просто хлеб с сыром. Другие виды обеда могли включать следующие блюда:
· Рисовый пудинг, редко пудинг с изюмом (подавался преимущественно детям и немощным)
· Мясо и картофель, выращенный, на огороде работного дома; мясо обычно было дешевой говядиной или бараниной, иногда готовили свинину или бекон. С 1883 года в некоторых работных домах раз в неделю стали подавать к обеду рыбу.
· Суп – мясная похлебка с добавлением небольшого количества овощей и заправленная для густоты перловой крупой, рисом или овсянкой
До 1870 гг сахар был редким лакомством в работных домах. Фрукты практически отсутствовали.
Гороховый суп, 1 пинта - Мясо (рулька или говядина) 3 унции; кости, 1 унция; горох, 2 унции; картофель и другие свежие овощи, 2 унции; сухие травы и специи; мясной бульон. Перловый суп или мясная похлебка, 1 пинта- мясо, 3 унции; кости, 1 унция; шотландская перловка, 2 унции; морковь, 1 унция; приправы и мясной бульон. Похлебка, 1 пинта- Мясной бульон, 1 пинта; перловка, 2 унции; лук-порей или репчатый, 1 унция; петрушка и приправы. Рисовый пудинг, 1 фунт- Рис, 3 унции; почечный жир, ½ унции; сахар ½ унции; обезжиренное (снятое) молоко, ½ пинты; специи и соль. Мясоикартофельныйпирог- Мука, 3½ унции; почечный или иной жир, ½ унции; сырое мясо, 3 унции; картофель 7 унций; репчатый лук, приправы и мясной бульон. Каша-размазня, 1 пинта- Овсянка, 2 унции; патока, ½ унции; соль и душистый перец, вода. Овсяная каша, 1 пинта- Овсянка, 5 унций; вода и приправы. Есть с молоком. Чай, 10 пинт- Чай, 1 унция; сахар, 5 унций; молоко, 1 пинта. |
В больших работных домах работники обычно обедали, сидя рядами друг за другом, мужчины и женщины отдельно. В столовых находились весы, для того, чтобы взвешивать порции в тех случаях, когда работникам казалось, что их порции меньше стандартных. Как бы то ни было, практика зачастую не следовала теории и качество и количество еды, подаваемой обитателям работных домов, было, как заметил Бакстон, хуже, чем еда осужденных. В 1845 году внимание публики привлек так называемый Андоверский скандал – когда обнаружилось, что в работном доме Андовера работники, занятые измельчением костей животных, были настолько голодны, что соскабливали гниющие остатки мяса с костей и прятали часть своей «добычи», чтобы затем ее съесть.
Были нередкими случаи, когда тот или иной бедолага, покинув работный дом утром, вечером возвращался и требовал принять его обратно. Причиной подобных отлучек часто было заурядное желание выпить. Предпринимались попытки как-то урегулировать процесс: например, удлиняли срок, в который проживающий в доме должен был предупредить о своем уходе, либо не отдавали одежду, которая была собственностью работного дома.
Но, конечно, большинство оставалось в работном доме надолго. В Парламентском отчете от 1861 года говорилось о том, что 20% обитателей работных домов находились там дольше 5 лет. Большинство из них были люди старые либо страдающие различными физическими и психическими недугами в хронической форме.
Медицинское обслуживание в работных домах
Практически во всех работных домах были блоки для больных. В то же время, если не считать одного «офицера санитарной службы» , уход за больными осуществлялся представительницами женского населения работных домов, многие из которых были настолько неграмотны, что не могли прочесть название лекарства на этикетке. До 1863 года в работных домах за пределами Лондона не было ни одной квалифицированной медсестры
В 1860-х гг началось постепенное улучшение медицинского обслуживания в работных домах. Наиболее заметными фигурами были Луиза Твайнинг (Louisa Twining), Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), и медицинский журнал Ланцет (The Lance)t . В 1865, The Lancet начал публиковать серьезный отчет об условиях, в которых находились больные в работных домах. Описание дома Св. Георгия –Мученика (St George the Martyr) в Саутварке являлось типичным для того времени:
В результате правительство было вынуждено в 1867 г принять закон под названием Акт о городской бедноте, в котором было требование располагать в работных домах больничные блоки отдельно от мест проживания.
Еще одной серьезной проблемой для работных домов было пребывание в них венерических больных. Этих больных, как правило, не принимали в благотворительные больницы. Многие работные дома имели специальные «заразные палаты» для содержания таких пациентов.
Смерть в работном доме.
Если обитатель работного дома умирал, о его смерти сообщалось семье (если таковая имелась) и родственники при желании могли сами организовать похороны.
Если этого не случалось, организацию похорон брали на себя служители работного дома и умершего хоронили на кладбище, принадлежащем приходу, на земле которого находился данный работный дом. Немногие работные дома имели свои собственные кладбища. Погребение производилось в самом дешевом гробу в безымянной могиле, в которую могли при необходимости опустить еще несколько гробов. Поскольку в работные дома также принимались на временное поселение (до 2-х дней) бродяги, то, в случае смерти таких «временных» жильцов, по специальному закону от 1832 г., их тела, невостребованные родственниками в течение 48 часов, могли быть отданы для медицинских нужд. Как бы то ни было, все смерти обязательно регистрировались. В некоторых местах работные дома имели специальные гробы для транспортировки тел на кладбище (где их хоронили без гроба) Такой гроб имел отверстие в крышке, куда вставлялся специальный флажок, предупреждающий о наличии внутри тела.