Гиперактивный ребенок симптомы и лечение. Причины возникновения снвг. Медикаментозное лечение гиперкинетического расстройства
Каждой маме необходимо знать признаки гиперактивности у детей до 3 лет. Вопреки расхожему мнению, гиперактивность — это не просто неумение усидеть на месте, невнимательность, излишняя шумность и подвижность малыша. Это диагноз, который должен поставить вам лечащий невропатолог, знающий вашего ребенка и наблюдающий его какое-то время.
Головной мозг образует нервные импульсы слишком быстро. Эти процессы мешают маленькому человеку сосредоточиться на каком-то деле, переключаться с активных игр на спокойный отдых, засыпать. Гиперактивность может начаться у ребенка не в «трудные» три года, а намного раньше. Некоторые симптомы можно распознать уже в младенчестве. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше будет вам и ребенку.
Вот некоторые отличительные особенности детей, страдающих гиперактивностью:
- Ребенок физически развивается быстрее своих сверстников. Такие малыши рано садятся, встают, начинают ходить и ползать. Они часто падают с диванов и сводят этим родителей с ума, в то время как их ровесники еще мирно лежат в колыбелях. Сам по себе этот признак ничего не означает, если есть реальная гиперактивность, она проявит себя как-то еще.
- Эти дети не могут просто заснуть или отдохнуть, если сильно устали. Вместо того чтобы присесть, гиперактивный малыш начнет «нарезать» круги по квартире с криками на бешеной скорости, а потом . Уложить спать ребенка с таким диагнозом сложно даже в младенчестве, зачастую маме приходится долго качать и носить на руках свое чадо, прежде чем наконец-то придет сон.
- С самого начала жизни гиперактивные дети спят меньше, чем остальные. Новорожденные проводят во сне большую часть дня, но не те, у которых гиперактивность. Эти малыши могут бодрствовать по 5 часов, подолгу плакать, но не засыпать.
- Еще одно проявление сдвг — чуткий сон. Ребенок просыпается от каждого шороха, вздрагивает от любого незначительного шума. Уложить его спать обратно очень сложно, приходится подолгу укачивать и носить на руках
- Смена обстановки, гости, новые лица — все это для гиперактивного ребенка настоящее испытание. Он тяжело выдерживает такой активный образ жизни мамы, может впадать в истерики от большого количества впечатлений, долго восстанавливается и приходит в себя после полного эмоций дня. От бурного восторга он переходит в долгому плачу, затем засыпает в изнеможении от слез. Чем больше людей в помещении, тем больше устает ребенок.
- Симптомом СДВГ, то есть синдрома дефицита внимания с гиперактивностью является сильная привязанность к маме. Малыш боится других взрослых, не идет на контакт, прячется за мать. Такие дети ревнуют маму к чужим и каждый конфликт превращают в истерику.
- Девочка или мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не может долго заниматься чем-то одним. Любая игрушка быстро надоедает, малыш то берет одно и бросает, то принимается за другое и тоже бросает.
- Частая смена настроения — важный симптом СДВГ. Только что ребенок смеялся, а теперь уже кричит и крушит все от злости. Если это происходит часто, стоит сводить его на осмотр к невропатологу.
- Не только импульсивность и раздражительность сигнализируют о проблемах нервной системы. Если ребенок часто уплывает куда-то в мечтах, задумывается и не слышит, что к нему обращаются и не обращает внимания на то, что происходит вокруг, — это тоже повод задать вопрос неврологу.
- СДВГ часто сопровождается депрессивным настроением ребенка, страхами. Вы можете заметить, что малыш стал замкнут, выглядит грустным и усталым. Он как будто потерял интерес к играм и увлечениям. Страхи могут сделать ребенка излишне обидчивым и тревожным.
- Гиперактивные дети часто дергают руками и ногами, ерзают на стуле, когда нужно сидеть тихо. Стоя в очереди для игры они могут подпрыгивать от нетерпения. Если поиграть с таким малышом в викторину, есть вероятность, что он выкрикнет ответ еще до того, как вы произнесете полностью вопрос.
- Потеря вещей, ошибки из-за невнимательности, переключение на вещи, не относящиеся к делу, — вечные спутники пациентов с диагнозом сдвг.
Все эти признаки не говорят о том, что у вашего ребенка обязательно диагноз гиперактивность. Его должен ставить невролог. Похожее поведение встречается у здоровых детей и является следствием их здорового темперамента. Для того чтобы не поднимать раньше времени панику и не залечить здорового ребенка, нужно очень ответственно подойти к вопросу диагностики и не судить по нескольким симптомам «на глаз».
Здоровый ребенок тоже может бегать, прыгать и стоять на голове, но он не впадет в истерику, а придет тихо посидеть, посмотреть мультики. Еще одно отличие — здорового ребенка легко отвлечь от истерики игрушкой, песенкой, птичкой за окном. Хороший долгий сон и быстрое засыпание также являются признаком здоровой нервной системы.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — не совсем болезнь. При правильном подходе и поведении взрослых это состояние ребенок «перерастет», и в будущем особенность головного мозга не доставит ему проблем.
Причины гиперактивности ребенка могут скрываться в течении беременности мамы. Если она всю беременность мучалась от токсикоза и повышенного давления, а ребенок — от внутриутробной гипоксии, то риск с вероятностью в 3 раза выше обычной, что ребенок родится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Стрессы, тяжелая работа или курение во время беременности также могут сказаться на здоровье нервной системы будущего малыша. Помимо перинатальных факторов на мозг может оказать влияние течение родов. В группе риска роды путем кесарева сечения, затяжные роды с гипоксией плода, длительным безводным периодом и наложением щипцов, а также, наоборот, очень стремительные роды.
Врач расспрашивает маму о семейном анамнезе, были ли в семье люди с таким диагнозом, просит дать характеристику малышу. Важно рассказать неврологу обо всем, что вызывает подозрения, будь то плохой сон или сильная возбудимость. Существуют определенные критерии диагностики, одобренные Американской психиатрической организацией, именно с ними невропатолог соотнесет рассказы родителей.
Помимо беседы существуют аппаратные методы диагностики, такие как электроэнцефалографическое исследование или исследование с применением магнитно-резонансной томографии. Это совершенно безболезненные методы, которые могут дать полную картину состояния нервной системы ребенка.
Как растить ребенка с гиперактивностью
Если вы мама гиперактивного ребенка, постарайтесь не перегружать его психику излишними яркими впечатлениями и шумом. Тщательно продумывайте походы в гости и семейные праздники, посещения парков и культурных мероприятий. Не стоит включать фоном телевизор, долго смотреть мультики. После просмотра мультфильмов дети зачастую сильно устают, сами того не понимая.
Несколько советов по общению с гиперактивными детьми:
- Четко формулируйте свои просьбы и требования. Не говорите длинными предложениями и витиеватым языком, не нагружайте просьбу убрать игрушки дополнительной моралью и смыслом. У малыша с гиперактивностью слабо развито логическое и абстрактное мышление, ему будет сложно вас понять.
- Формулируйте запреты правильно. Постарайтесь ограничить употребление отрицаний и слова «нет», вместо «не бегай по клубме» скажите «бегай по тротуару» . У любого запрета должна быть причина, четко и коротко поясните ее ребенку. Предложите альтернативу. Например, бить кошку нельзя, а гладить можно. Лить воду из кружки на пол нельзя, а в ванну можно.
- Не забывайте про последовательность. Не нужно ставить ребенку сразу несколько задач. «Убирай игрушки, мой руки и иди есть», он, скорее всего, не поймет. На каком-то этапе отвлечется, забудет что от него требовалось, заиграется. Каждую просьбу озвучьте отдельно, сначала про игрушки, когда игрушки убраны, — время мыть руки, и только потом приглашайте к столу.
- Помогайте ориентироваться во времени. Вместо того чтобы тащить ребенка с прогулки домой сразу, предупредите его заранее, что скоро пора домой — за 20 минут до нужного времени, например. Через 10 минут напомните еще раз, через пять — еще раз. К моменту сборов ребенок уже морально будет готов к тому, что нужно переключаться с игры. То же самое относится к «пора идти спать» и «пора выключать мультфильмы».
- Предоставьте выбор. Предложите ребенку выбрать из двух игрушек, предметов одежды, из двух-трех блюд. Такая постановка привычного «одевайся» и «иди ешь» дает ребенку ощущение, что он сам может принимать какие-то решения, а значит, мама ему доверяет.
Если явно видите, что ребенок перевозбудился и не справляется с эмоциями, уведите его в тихое место, например в другую комнату, предложите ему воды. Помогут объятия, поглаживания по голове. Ребенок должен чувствовать, что мама спокойна и что она любит его. Перед сном хорошо помогает соблюдение ритуалов, ванна с экстрактом шишек хмеля или хвои, чтение книги. Можно сделать легкий массаж, спеть тихую песню. Не рекомендуется перед сном просмотр мультиков, максимум один короткий мультфильм длительностью 10-15 минут.
Правила для родителей
Соблюдайте четкий распорядок дня. Для ребенка с СДВГ это необходимо. , сон и купание — все должно происходить в одно и то же время. Это поможет любимому чаду настроиться заранее и даст ему чувство спокойствия и твердой почвы под ногами. В питании стоит ограничить потребление пищевых добавок и красителей, употребление шоколада и большого количества сахара и соли.
В комнате малыша не должно быть много ярких отвлекающих картинок, большого количества разбросанных игрушек, валяющихся по полу и рассеивающих его внимание. Совсем маленькому ребенку выдавайте игрушки по одной-две, убирайте их, как только он потеряет интерес. 2-летний уже и сам может принять участие в уборке.
Каждый раз, когда ребенок справился с собой, поборол истерику и смог вовремя успокоиться, хвалите и подбадривайте его. Позитивное подкрепление поможет ему регулировать свое поведение. Ваши отношения должны быть доверительными. Поверьте, ему и так тяжело, не стоит усугублять дело руганью и ссорами.
Вседозволенность создает у детей интуитивный страх и приводит к неврозам. Для себя четко определите, что именно нельзя и почему, не отступайте от принятых рамок. Здесь важно не переборщить с запретами. Можно отмечать успехи ребенка звездочками, а когда их накопится 5 или 10, награждать малыша милым презентом.
Помните, малыш так ведет себя не назло вам, ему самому тяжело справиться с собой. Он привлекает к себе внимание, прося вашей помощи. Будьте союзником своего ребенка в конфликтах на детской площадке, не слушайте родственников, говорящих, что не нужно брать ребенка на руки и успокаивать, и советчиков с извечным «пусть проорется». В тяжелый момент маленькому человеку нужна любящая и спокойная мама рядом, ее поддержка и понимание.
Медикаментозная терапия для лечения сдвг
Ребенку с сдвг полезно принимать мультивитамины и минеральные добавки, стоит обогатить рацион жирными кислотами омега-3. Особенно важны эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК), их часто не хватает в крови страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Очень полезно для работы нервной системы сочетание магния и витамина B6. У пациентов наблюдаются снижение агрессивности и улучшение внимания, после . В некоторых случаях врач может назначить мягкие седативные средства, например валериану и пустырник.
Российские врачи часто прописывают ноотропные препараты (пирацетам, глицин, фенибут, пантогам) для улучшения обменных процессов в мозге и повышения тонуса коры пациентам с СДВГ. Клинически их эффективность не доказана, но невропатологи часто отмечают на практике улучшение состояния детей с гиперактивностью и снижение выраженности симптомов синдрома дефицита внимания.
Диета при лечении гиперактивности
Многие родители отмечают улучшение состояния детей при соблюдении безглютеновой диеты. Другим помогает диета с исключением сахарозы и крахмала. Для пациентов с гиперактивностью полезно все, что полезно для мозговых тканей: большое количество белка из мяса, орехов и бобовых, углеводы из овощей и фруктов, жирные сорта рыбы, оливковое масло. Исключите из рациона ребенка сладости и снеки с консервантами и усилителями вкуса, красителями.
Эксперты советуют мамам и папам найти те продукты, к которым у малыша может быть индивидуальная непереносимость. Для этого проводите ротацию продуктов, ведите пищевой дневник. Поочередно исключайте по одному продукту из рациона ребенка и следите за его состоянием.
Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем, расскажите о проблеме. Гиперактивным детям нужен особый подход и внимание. Педагоги, работающие с ребенком, должны знать его диагноз и особенности. То же касается родственников и друзей семьи, часто бывающих у вас дома. Гиперактивность — диагноз, который ваш малыш обязательно перерастет, если вы вовремя узнаете о нем и обеспечите ребенку правильный уход и помощь. В нем нет ничего страшного, в основном взрослые люди, страдавшие от сдвг в детстве, забывают о своем состоянии и живут так же, как все здоровые мужчины и женщины. Есть вероятность, что уже через год-два правильного лечения вы избавитесь от любых проявлений гиперактивности.
Детская гиперактивность - состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму. Это доставляет много неприятностей родителям, воспитателям и учителям. Да и сам ребенок страдает от возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми, что чревато формированием в дальнейшем негативных психологических особенностей личности.
Как определить и лечить гиперактивность, к каким специалистам нужно обращаться для постановки диагноза, как правильно строить общение с ребенком? Все это необходимо знать, чтобы вырастить здорового малыша.
Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.
Для него характерны следующие нарушения:
- импульсивность поведения;
- значительно повышенная речевая и двигательная активность;
- дефицит внимания.
Заболевание приводит к плохим отношениям с родителями, сверстниками, низкой успеваемости в школе. По статистике это расстройство встречается у 4% школьников, у мальчиков оно диагностируется в 5-6 раз чаще.
Отличие гиперактивности от активности
Синдром гиперактивности отличается от активного состояния тем, что поведение малыша создает проблемы для родителей, окружающих и него самого.
Необходимо обращаться к педиатру, неврологу или детскому психологу в следующих случаях: двигательная расторможенность и отсутствие внимания проявляются постоянно, поведение затрудняет общение с людьми, успеваемость в школе низкая. Также нужна консультация врача, если ребенок проявляет агрессивность по отношению к окружающим.
Причины
Причины гиперактивности могут быть разными:
- преждевременные или ;
- внутриутробные инфекции;
- влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
- плохая экология;
- и физические перегрузки женщины в период вынашивания плода;
- наследственная предрасположенность;
- несбалансированное питание в период беременности;
- незрелость центральной нервной системы новорожденного;
- нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
- завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
- нарушения пуринового обмена у малыша.
Провоцирующие факторы
Такое состояние может быть спровоцировано , применением во время беременности лекарств без согласования с врачом. Возможно воздействие , наркотиков, курения в период вынашивания плода.
Могут способствовать появлению гиперактивности конфликтные отношения в семье, семейное насилие. Низкая успеваемость, из-за которой ребенок подвергается нареканиями со стороны учителей и наказаниям от родителей - еще один предрасполагающий фактор.
Симптомы
Признаки гиперактивности схожи в любом возрасте:
- беспокойство;
- неусидчивость;
- раздражительность и плаксивость;
- плохой сон;
- упрямство;
- невнимательность;
- импульсивность.
У новорожденных
На гиперактивность у детей до года - грудничков указывает беспокойство и повышенная двигательная активность в кроватке, самые яркие игрушки вызывают у них непродолжительный интерес. При осмотре у таких детей часто выявляются стигмы дисэмбриогенеза, в том числе складки эпиканта, аномальное строение ушных раковин и их низкое расположение, готическое небо, заячья губа, волчья пасть.
У детей в 2-3 года
Проявления данного состояния чаще всего родители начинают замечать с 2 лет или с еще более раннего возраста. Ребенок отличается повышенной капризностью.
Уже в 2-летнем возрасте мама и папа видят, что малыша трудно чем-то заинтересовать, он отвлекается от игры, вертится на стуле, находится в постоянном движении. Обычно такой ребенок очень непоседлив, шумит, но иногда 2-летний малыш удивляет своей молчаливостью, отсутствием желания вступать в контакт с родителями или сверстниками.
Детские психологи считают, что иногда такое поведение предшествует появлению двигательной и речевой расторможенности. В два года родители могут наблюдать у малыша признаки агрессии и нежелание подчиняться взрослым, игнорирование их просьб и требований.
С 3-летнего возраста становятся заметными проявления эгоистических черт. Ребенок стремится доминировать над сверстниками в коллективных играх, провоцирует конфликтные ситуации, всем мешает.
У дошкольников
Гиперактивность дошкольника часто проявляется импульсивным поведением. Такие дети вмешиваются в разговоры и дела взрослых, не умеют играть в коллективные игры. Особенно мучительны для родителей истерики и капризы 5-6-летнего малыша в людных местах, его бурное выражение эмоций в самой неподходящей обстановке.
У детей дошкольного возраста ярко проявляется неусидчивость, они не обращают внимания на сделанные замечания, перебивают, перекрикивают сверстников. Делать выговоры и ругать за гиперактивность 5-6-летнего малыша совершенно бесполезно, он просто игнорирует информацию и плохо усваивает правила поведения. Любое занятие увлекает его на непродолжительное время, он легко отвлекается.
Разновидности
Поведенческое расстройство, чаще имеющее неврологический фон, может протекать по-разному.
Синдром дефицита внимания без гиперактивности
Для этого нарушения характерны следующие особенности поведения:
- выслушал задание, но не смог повторить, тут же забыв смысл сказанного;
- не может сосредоточиться и выполнить поручение, хотя понимает, в чем состоит его задача;
- не слушает собеседника;
- не реагирует на замечания.
Гиперактивность без дефицита внимания
Для этого расстройства характерны такие признаки: суетливость, многословность, повышенная двигательная активность, стремление быть в центре событий. Также характерна легкомысленность поведения, склонность к риску и авантюрам, что часто создает опасные для жизни ситуации.
Гиперактивность с синдромом дефицита внимания
Обозначается в медицинской литературе аббревиатурой СДВГ. О таком синдроме можно говорить, если у ребенка есть следующие особенности поведения:
- не может сосредоточиться на выполнении определенного задания;
- бросает начатое дело, не закончив его до конца;
- внимание избирательное, неустойчивое;
- небрежность, невнимательность во всем;
- не обращает внимания на обращенную речь, игнорирует предложения помощи при выполнении задания, если оно вызывает у него затруднения.
Нарушение внимания и гиперактивность в любом возрасте мешают организовать свою работу, аккуратно и правильно выполнить задание, не отвлекаясь на внешние помехи. В повседневной жизни гиперактивность и дефицит внимания приводят к забывчивости, частым потерям своих вещей.
Нарушение внимания с гиперактивностью чреваты затруднениями при выполнении даже простейших инструкций. Такие детки часто спешат, совершают необдуманные поступки, которыми могут нанести вред себе или окружающим.
Возможные последствия
В любом возрасте это поведенческое нарушение мешает социальным контактам. Из-за гиперактивности у детей дошкольного возраста, посещающих детский сад, затруднено участие в коллективных играх со сверстниками, общение с ними и воспитателями. Поэтому посещение садика становится ежедневной психотравмой, что может неблагоприятно сказаться на дальнейшем развитии личности.
У школьников страдает успеваемость, посещение школы вызывает только негативные эмоции. Пропадает желание учиться, узнавать новое, учителя и одноклассники раздражают, контакт с ними имеет только негативный оттенок. Ребенок замыкается в себе или становится агрессивным.
Импульсивность поведения ребенка иногда представляет угрозу для его здоровья. Особенно это характерно для детей, которые ломают игрушки, конфликтуют, дерутся с другими детьми и со взрослыми.
Если не обращаться за помощью к специалисту, у человека с возрастом может сформироваться психопатический тип личности. Гиперактивность у взрослых, как правило, зарождается в детстве. У каждого пятого ребенка, имеющего данное расстройство, симптомы сохраняются и при достижении зрелости.
Часто наблюдаются такие особенности проявления гиперактивности:
- склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе, к родителям);
- суицидальные наклонности;
- неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивное совместное решение;
- отсутствие навыков планирования и организации собственного труда;
- забывчивость, частые потери нужных вещей;
- отказ от решения задач, требующих умственного напряжения;
- суетливость, многоречивость, раздражительность;
- утомляемость, плаксивость.
Диагностика
Нарушение внимания и гиперактивность малыша становятся заметны родителям с раннего возраста, но диагноз выставляется неврологом или психологом. Обычно гиперактивность у ребенка 3 лет, если она имеет место, уже не вызывает сомнений.
Диагностика гиперактивности является многоэтапным процессом. Собираются и анализируются данные анамнеза (течение беременности, родов, динамика физического и психомоторного развития, перенесенные ребенком заболевания). Специалисту важно мнение самих родителей о развитии малыша, оценка его поведения в 2 года, в 5 лет.
Доктору нужно выяснить, как проходила адаптация к детскому саду. Во время приема родители не должны одергивать ребенка, делать ему замечания. Врачу важно видеть его естественное поведение. Если малыш достиг 5-летнего возраста, детский психолог проведет тесты на определение внимательности.
Окончательный диагноз выставляется невропатологом и детским психологом после получения результатов электроэнцефалографии и МРТ головного мозга. Эти обследования необходимы для исключения неврологических заболеваний, следствием которых могут быть нарушение внимания и гиперактивность.
Также важны лабораторные методы:
- определение наличия свинца в крови для исключения интоксикации;
- биохимический анализ крови на гормоны щитовидной железы;
- общий анализ крови для исключения анемии.
Могут применяться специальные методы: консультации окулиста и сурдолога, психологическое тестирование.
Лечение
Если диагноз «гиперактивность» выставлен, необходимо проведение комплексной терапии. Она включает в себя медицинские и педагогические мероприятия.
Просветительская работа
Специалисты по детской неврологии и психологии объяснят родителям, как бороться с гиперактивностью их чада. Соответствующими знаниями также нужно обладать воспитателям детского сада и учителям в школах. Они должны научить родителей правильному поведению с ребенком, помочь преодолеть сложности в общении с ним. Специалисты помогут школьнику освоить приемы релаксации и самоконтроля.
Изменение условий
Нужно хвалить и поощрять малыша за любые успехи и добрые поступки. Подчеркивать положительные качества характера, поддерживать любые положительные начинания. Можно вести вместе с ребенком ежедневник, где фиксировать все его достижения. В спокойном и доброжелательном тоне рассказывать о правилах поведения и общения с окружающими.
Уже с 2-летнего возраста малыш должен привыкать к распорядку дня, спать, кушать и играть в определенное время.
С 5-летнего возраста желательно, чтобы у него было свое жизненное пространство: отдельная комната или отгороженный от общего помещения уголок. В доме должна быть спокойная обстановка, ссоры родителей и скандалы недопустимы. Желательно перевести школьника в класс с меньшим количеством учащихся.
Чтобы снизить гиперактивность в 2-3 года, детям необходим спортивный уголок (шведская стенка, детские брусья, кольца, канат). Физические упражнения и игры помогут сбросить напряжение и потратить энергию.
Что нельзя делать родителям:
- постоянно одергивать и ругать, особенно при посторонних людях;
- унижать малыша насмешливыми или грубыми замечаниями;
- постоянно говорить с ребенком строго, давать поручения в приказном тоне;
- запрещать что-либо, не объяснив ребенку мотив своего решения;
- давать слишком сложные задания;
- требовать примерного поведения и только отличных оценок в школе;
- выполнять домашние дела, которые были поручены ребенку, если он их не выполнил;
- приучать к мысли, что главная задача - не изменить поведение, а получить за послушание награду;
- применять методы физического воздействия при непослушании.
Медикаментозная терапия
Медикаментозное лечение синдрома гиперактивности у детей играет только вспомогательную роль. Его назначают при отсутствии эффекта от поведенческой терапии и специального обучения.
Для устранения симптомов СДВГ применяется препарат Атомоксетин, но его использования возможно только по назначению врача, есть нежелательные эффекты. Результаты появляются примерно через 4 месяца регулярного приема.
Если малышу поставлен такой диагноз, ему также могут быть назначены психостимуляторы. Они используются в первой половине дня. В тяжелых случаях под врачебным контролем применяются трициклические антидепрессанты.
Игры с гиперактивными детьми
Даже при настольных и спокойных играх гиперактивность ребенка 5-ти лет заметна. Он постоянно обращает на себя внимание взрослых беспорядочными и бесцельными телодвижениями. Родителям нужно больше времени проводить с малышом, общаться с ним. Очень полезны совместные игры.
Эффективно чередование спокойных настольных игр - лото, собирание пазлов, шашки, с подвижными играми - бадминтон, футбол. Много возможностей для помощи ребенку с гиперактивностью дает лето.
В этот период нужно стремиться обеспечить малышу загородный отдых, длительные походы, научить плаванию. Во время прогулок больше разговаривать с ребенком, рассказывать ему о растениях, птицах, явлениях природы.
Питание
Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов - соответствовать возрастной норме.
Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.
Гиперактивность в школьном возрасте
Повышенная гиперактивность у детей школьного возраста заставляет родителей искать врачебной помощи. Ведь школа предъявляет к подрастающему человеку совсем другие требования, чем дошкольные учреждения. Он должен много запоминать, получать новые знания, решать сложные задачи. От ребенка требуется внимательность, усидчивость, способность к сосредоточению.
Проблемы с учебой
Нарушение внимания и гиперактивность замечают учителя. Ребенок на уроке рассредоточен, двигательно активен, не реагирует на замечания, мешает вести занятие. Гиперактивность младших школьников в 6-7 лет приводит к тому, что дети плохо усваивают материал, небрежно делают домашние задания. Поэтому они постоянно получают замечания за низкую успеваемость и плохое поведение.
Обучение детей с гиперактивностью часто становится серьезной проблемой. Между таким ребенком и учителем начинается настоящая борьба, так как ученик не желает выполнять требований педагога, а учитель борется за дисциплину в классе.
Проблемы с одноклассниками
Затруднена адаптация в детском коллективе, трудно найти общий язык со сверстниками. Школьник начинает замыкаться в себе, становится скрытным. В коллективных играх или обсуждениях упорно отстаивает свою точку зрения, не прислушиваясь к мнению других. При этом часто ведет себя грубо, агрессивно, особенно если с его мнением не соглашаются.
Коррекция гиперактивности необходима для успешной адаптации малыша в детском коллективе, хорошей обучаемости и дальнейшей социализации. Важно обследовать кроху в раннем возрасте и провести своевременное профессиональное лечение. Но в любом случае, родители должны осознавать, что больше всего ребенок нуждается в понимании и поддержке.
Ответов
Нарезвившись полдня в детском саду и нагулявшись в парке до вашего посинения, малыш продолжает веселье и дома. Его батарейка никогда не садится, и только ночью, когда он, наконец, утихает, домашние могут опуститься с ушей на ноги. Бурлящая энергия ребенка, его неуемная подвижность часто ставят родителей в тупик. А что, если виной тому гиперактивность, о которой сегодня так часто говорят врачи?
Минусы прогресса
Сегодня диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (сокращенно СДВГ или просто – гиперактивность) имеют от 5 до 15% детей в возрасте 7−10 лет. Для сравнения: «школьный невроз», то есть нарушения адаптации к детскому саду или школе − с плачем, головными болями и частыми простудами, − встречается у 5% детей. Сомнений нет: последний десяток лет гиперактивность лидирует среди неврологических детских болезней. Однако об этой проблеме человечеству было известно и раньше. В 30-е годы ХХ века советский психолог П.П. Блонский заметил, что в каждой школе и в каждом классе есть дети, выбивающиеся из общего ряда. Он назвал их «дезорганизаторами». Термин «гиперактивность» появился позже, на съезде неврологов в Оксфорде в недалеком 1962 г.
В детском коллективе гиперактивные малыши ведут себя как дезорганизаторы: отнимают у других детей игрушки, толкаются, нарушают режим. Если вы заметили тревожные симптомы, обязательно поговорите с воспитателем. Если он подтвердит ваши опасения, есть смысл обратиться к доктору – детскому неврологу или психиатру.
К началу текущего тысячелетия число гиперактивных детей заметно увеличилось. И хотя точные причины врачи до сих пор не раскрыли, главным обвиняемым по делу проходит… сама медицина. Благодаря ее бурному развитию на свет стали появляться дети, у которых раньше не было шансов. Сегодня примерно треть родов в России проходит путем кесарева сечения. Примерно половина «счастливцев» (а это 15% всех новорожденных) получают на выходе диагноз «перинатальная энцефалопатия». Это поражение мозга развивается из-за того, что малыш слишком резко попадает на этот свет и его мозг не успевает адаптироваться к разнице давления в материнской утробе и в воздушном пространстве. К таким же последствиям могут привести и другие методы родовспоможения, например применение акушерских щипцов.
Есть и иные предпосылки. Гиперактивность способны спровоцировать инфекции с высокой температурой на первом году жизни, травмы головы до 3 лет. Дети, часто страдающие респираторными или желудочно-кишечными заболеваниями, тоже входят в группу риска. Токсины, которые вырабатывают вредные бактерии и вирусы, высокая температура, нехватка питательных веществ из-за снижения аппетита во время болезни – все это негативно сказывается на мозге. Самыми опасными считаются периоды, когда он созревает семимильными темпами. Мозг очень уязвим на первом году жизни (когда растет кора головного мозга, отвечающая за высшие психические функции), в районе 3 лет, между 5 и 6 годами и в 8, 9−10, 12 и 16−18 лет. Добавляет масла в огонь и плохая экология. В городах, где бурно развивается промышленность, дети с СДВГ рождаются чаще. Йододефицитные регионы (которых в России большинство) тоже неблагополучны, ведь этот элемент играет важную роль в становлении нервной системы.
Гиперактивные малыши обожают компьютерные игры и прогулки: эти виды активности дают им эмоциональную и двигательную разрядку. избежать перевозбуждения помогут чтение, лепка, рисование.
Иногда условия для развития гиперактивности возникают еще на стадии беременности. О зле курения и алкоголя знает каждый, а вот о том, что недостаток умеренных физических нагрузок и неправильно сбалансированная диета вредны не меньше, будущие мамы забывают.
И, наконец, у мальчиков этот синдром встречается в три раза чаще, чем у девочек. Женский плод от природы более устойчив к негативным воздействиям любого рода − так уж распорядилась эволюция.
Шестое чувство
Ученые пришли к выводу, что гиперактивным детям не хватает энергии, которую они получают из внешнего мира и которой здоровому человеку бывает достаточно.
Мозг условно делится на три части: блок регуляции тонуса и бодрствования, блок приема и переработки информации и блок, контролирующий поведение. Вся информация, которую мы получаем извне от органов чувств, преобразуется в энергию благодаря электрическим импульсам между нейронами. Эта энергия в норме накапливается в блоке тонуса, который можно сравнить с батарейкой. Но у гиперактивных детей связи между нейронами нарушены, и часть энергии теряется. Для подзарядки им не хватает той стимуляции, которую способны обеспечить 5 органов чувств. Чтобы утолить энергетический голод, гиперактивный ребенок начинает эксплуатировать свое шестое чувство. И интуиция здесь ни при чем. Речь идет о так называемом мышечном чувстве − способности человека и животных ощущать перемещение частей своего тела в пространстве. Первым его описал русский ученый И.М. Сеченов в 20-х годах прошлого века. К слову, это самый мощный и самый главный из всех органов чувств, и именно благодаря ему наши двигательные реакции так хорошо скоординированы. Избыточная подвижность гиперактивных детей объясняется потребностью получить как можно больше энергии за счет работы мыщц. Они бегают, прыгают, ерзают, чтобы подпитать ослабевший блок тонуса, иначе они в буквальном смысле будут засыпать на ходу.
Тонкая грань
Гиперактивность прежде всего проявляется в неспособности к самоконтролю, однако действовать в полной мере осознанно ребенок учится не раньше 5−7 лет. Это значит, что поставить диагноз СДВГ малышу можно только после 4,5−5 лет. До этого времени все дети много двигаются, неохотно слушаются родителей, нередко нарушают правила. Важно также не путать гиперактивность с невоспитанностью или переменами в поведении на фоне стрессовой ситуации (переезда, развода родителей). В последних двух случаях нетипичными выходками малыш пытается сообщить взрослым о своей проблеме. Гиперактивный ребенок будет вести себя неадекватно практически всегда и всюду.
У СДВГ три главных симптома: трудности с концентрацией внимания, импульсивное поведение, повышенная двигательная активность. У маленьких детей граница между нормой и отклонением размыта, и оценивать эти параметры должен врач. Хотя некоторые ориентиры для родителей все же существуют. Повышенная двигательная активность проявляется в том, что после 4 лет малыш не может и минуты посидеть спокойно: он то и дело вскакивает со стула, постоянно куда-то срывается и убегает. Его движения кажутся избыточными и неорганичными. Особенно ярко контраст заметен на детской площадке. Но в более раннем возрасте эти симптомы не должны настораживать.
Импульсивность означает неспособность придерживаться принятых в семье или в другом коллективе правил. С обычным малышом всегда можно договориться: старшим говори «вы», не отбирай игрушки у других детей. Гиперактивный ребенок, напротив, всегда себе на уме. Он делает только то, что ему хочется. При этом он прекрасно понимает, о чем его просят, но не может совладать со своими эмоциями. Если после 4,5 года малыш не чувствует рамок, это повод задуматься.
Трудности с концентрацией внимания у детей до 5 лет проявляются в том, что они не могут довести начатое дело до конца. Уже после 4 лет за 3−5 минут здоровый малыш успеет нарисовать человечка или построить из кубиков башню (если превысить это время, он быстро устанет). Гиперактивный ребенок с миссией не справится: будет постоянно отвлекаться.
Подробное досье
Поставить диагноз СДВГ может либо невролог, либо психиатр. Если врач делает вывод «с лету» на основе 15-минутной устной беседы, лучше сразу идти к другому специалисту. Гиперактивность можно заподозрить только в том случае, если вышеперечисленные симптомы проявились не позднее 7-летнего возраста и как минимум в двух ситуациях: например, дома и в детском саду или дома и в торговом центре. Но этих доказательств все равно недостаточно. Сначала врач подробно расспросит родителей и, если нужно, отправит их собрать информацию о поведении малыша в детский сад. Затем он пообщается с ребенком и даст ему несколько тестовых заданий, чтобы оценить уровень развития психических и двигательных функций. Ему потребуются также результаты энцефалограммы и заключение окулиста и отоларинголога о том, что со зрением и слухом малыша все в порядке. При необходимости врач может назначить дополнительные обследования, но без этих четырех пунктов диагноз не может считаться верным.
Помощь идет
В большинстве случаев СДВГ поддается лечению. Психические функции (мышление, речь, память) можно представить в виде цепочек, которые состоят из нескольких звеньев. При болезнях мозга, в том числе и при гиперактивности, некоторые звенья ослабевают, поэтому какие-то психические функции начинают работать хуже или отключаются вовсе. Однако никакой катастрофы не происходит. Восполнить пробелы помогают запасные звенья, которые в обычной ситуации не используются. Например, глухие люди могут понимать речь, считывая фразы по губам. Так и у гиперактивных детей: способность к самоконтролю у них отсутствует не полностью, а лишь частично. Да, они не могут выстраивать сложные программы поведения, зато с задачами в 1−2 звена они справляются. Исходя из этой особенности, нейропсихологи разработали для таких ребят особые занятия, в основе которых лежит принцип дробления сложных задач на цепь простых действий с контрольными вопросами посередине. Эти упражнения малыш должен выполнять под руководством врача и дома вместе с родителями.
Специализированных школ для детей с СДВГ в России нет. Если ребенку трудно учиться вместе с обычными детьми, выходом из положения может стать школа надомного обучения или «школа здоровья» с усеченным до 15 числом учеников.
Однако без лекарств лечение, как правило, все же не обходится. Врачи обычно назначают витамины группы В в больших дозах и ноотропы. Первые способствуют развитию мозга, вторые улучшают обмен веществ и укрепляют связи между нейронами. В России ноотропы назначают детям от 5 до 7−8 лет. В более старшем возрасте используются другие лекарства.
Только такой комплексный подход дает результат. Нейроны – это клетки, которые активизируются в процессе мышления, поэтому наряду с медикаментами ребенку необходима регулярная психологическая стимуляция. Зато если альянс получился, гиперактивность поддается коррекции за 3−5 месяцев. Это не значит, что ребенок полностью выздоровеет, но такие симптомы, как импульсивность и избыточная подвижность, сгладятся.
Когда курс лечения закончится, ребенка можно будет отдать в обычную школу. Однако на пути его развития еще будет несколько критических точек. Трудности возникнут при подготовке к школе (с обучением чтению, письму и счету), поступлении в школу, переходе из начальной школы в среднюю и в подростковом возрасте. В периоды «обострений» родителям нужно будет снова обратиться к врачу, возобновить занятия, а возможно, и пропить курс лекарств. Однако с каждым разом всплески гиперактивности будут стихать: с возрастом болезнь, как правило, отступает. Без вмешательства врачей ближе к подростковому возрасту от 25 до 50% гиперактивных детей «перерастают» этот синдром сами. Но при этом улучшения наступают не раньше 12 лет, а нарушения внимания остаются на всю жизнь.
Советы родителям
- Относитесь к гиперактивному малышу как к обычному ребенку и принимайте его таким, каков он есть. Между прочим, как ни парадоксально, гиперактивные дети вырастают чуткими, деятельными, внимательными к деталям людьми с позитивным кредо по жизни.
- Для гиперактивного ребенка четкие правила становятся неотъемлемым условием реабилитации. Главное, чтобы их соблюдали и дети, и родители. Несдержанные обещания, нарушения режима будут только подогревать и без того возбужденного малыша. Режим дня должен быть расписан до мелочей, для каждого рутинного занятия необходимо прописать четкий алгоритм.
Гиперактивному ребенку любого возраста идеально подходит плавание. С 7-8 лет можно попробовать айкидо, ушу, тхеквондо: так он будет учиться управлять своим телом и мыслями.
- Перед каждым походом в публичное место снова и снова растолковывайте малышу правила поведения.
- Вне дома через каждые полчаса делайте паузы, давая ребенку возможность «подзарядить батарейку»: побегать, порезвиться, поскакать. Можно играть в ладушки, подпрыгивать и приседать на месте по хлопкам.
- Повышенная опека навредит ребенку. Оставляйте ему свободу действий, делегируйте обязанности, − и он научится самостоятельности.
- Уточните у врача, в каких широтах ребенку лучше отдыхать. Под запретом часто оказываются страны вроде Египта и Турции: мозг таких детей плохо переносит жару.
- Дети с СДГВ часто не умеют контролировать чувство голода. Им сложно понять, сыты они или нет, поэтому контролируйте количество еды, особенно сладостей. Шоколад чаще заменяйте фруктами.
Гиперактивный ребенок – это не болезнь. Все дети разные, они часто отличаются темпами физиологического развития, склонностями, характером и темпераментом. Некоторые малыши могут спокойно проводить время сами, со своими игрушками, книжками и раскрасками, другие же не могут оставаться без внимания и пять минут. Бывают дети, которым трудно сосредоточиться на чем-то, не под силу долго оставаться на одном месте - к примеру, сидеть в парикмахерском кресле, на занятиях в детском саду или в школе, за ними проблематично уследить на детской площадке.
Таким малышам непросто дается обучение - это и есть гиперактивность. Мозг гиперактивного ребенка с трудом концентрирует внимание и воспринимает информацию. Гиперактивные дети быстро меняют сферу деятельности, они импульсивные и неусидчивые, специфические в общении со взрослыми и сверстниками, в проявлении своих талантов. Попробуем подробно разобраться в сути проблемы и приведем пути ее решения.
Гиперактивные дети не могут сосредоточиться на одной задаче, их трудно заинтересовать спокойным делом и утихомирить
Причины гиперактивности
Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.
Симптомы гиперактивности
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
Каковы признаки гиперактивного ребенка? Как отличить, малыш активный и энергичный, как и полагается здоровому карапузу, или у него развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Характерные симптомы начинают определять к 2-3 годам. Ставить диагноз можно уже в садике, ведь именно там наклонности проявляются активнее всего - в общении с воспитателем, с другими малышами в группе.
Как же проявляется гиперактивность у детей:
- беспокойство и тревожные состояния даже тогда, когда серьезные причины этого отсутствуют;
- эмоциональная лабильность, плаксивость, излишняя ранимость и впечатлительность;
- бессонница, слишком чуткий сон, плач и разговор во сне;
- проблемы с речью;
- трудности в общении;
- игнорирование запретов, норм поведения в обществе и правил - говоря попросту, малыш очень непослушный;
- приступы агрессии;
- редко, синдром Туретта – неконтролируемое выкрикивание неуместных и оскорбительных слов.
Все эти проявления и признаки у вашего чада должны стать поводом обращения к специалисту. Невропатолог и психолог выпишут рекомендации и дадут советы, как правильно воспитывать малыша, как его успокоить и снизить вероятность негативного восприятия обществом.
Несмотря на свою активность и болтливость, гиперактивный ребенок часто остается непонятым другими детьми и испытывает значительные трудности в общении
Лечение гиперактивного малыша - нужно ли?
Гиперактивный ребенок часто и сильно устает от неконтролируемых эмоций, меняет режим дня и планы из-за своего не всегда адекватного поведения, не дает родителям вести нормальный образ жизни. Взрослым людям терпеть это сложно, ведь не всегда есть время, физические и моральные силы бороться с истериками.
Следить за гиперактивным ребенком, чтобы он адекватно реагировал на внешний мир и умел вести себя с другими людьми, а не бездумно выплескивал энергию, без причины плакал и смеялся, могут только очень терпеливые и не очень занятые родители или няня. Нередко приходится прибегать к коррекции поведения ребенка - она может включать как медикаментозное лечение, так и посещение психолога, логопеда, успокаивающий массаж, занятие спортом и посещение различных творческих кружков. Медикаментозное лечение врач назначает после обследований и осмотра ребенка.
Детям с синдромом ДВГ обязательно нужно сделать электроэнцефалограмму мозга, чтобы исключить органические причины гиперактивного поведения, измерить внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Если все показатели в норме, врач чаще назначает гомеопатические успокаивающие препараты. Успокоительное поможет ребенку лучше спать, снизит количество истерик и панических атак.
Некоторые современные врачи считают, что лечить до 4 лет от гиперактивности нельзя, потому что большая часть малышей в этом возрасте еще не умеют справляться с собственными ощущениями, они полны энергии и пытаются выплеснуть ее любыми путями.
Как вести себя с гиперактивным ребенком?
Как воспитывать гиперактивного ребенка? Многие родители становятся в тупик, особенно, когда малыш идет в сад, либо в школе сталкивается со множеством проблем, связанных с обучением и социумом. Гиперактивный ребенок всегда на особом счету у воспитателя, учителя и детского психолога. Прежде всего, помочь ему должны родители - воспитание таких детей требует терпения, мудрости, силы воли и духа. Не позволяйте себе срываться, повышать на ребенка голос или поднимать на него руку (рекомендуем прочитать: ). Только в случае если он сделал что-то, навредившее другим людям, вы можете применить такие жесткие методы.
Если родители срываются и переходят на крик, угрозы или физическое выяснение отношений, это только усугубляет ситуацию. Ребенок замыкается в себе и становится еще более неуправляемым
Как воспитывать «непоседу»?
Советы психолога:
- Запрещайте корректно. Формулируйте запреты так, чтобы в предложении отсутствовало слова «нет», «нельзя». Гораздо эффективнее сказать: «Выйди на дорожку», чем произнести: «Не бегай по мокрой траве». Всегда мотивируйте свои запреты, обосновывайте их. К примеру, если ребенок не хочет уходить с площадки вечером, скажите: «Я хотела почитать тебе перед сном интересную историю про любимого мультипликационного героя, а если ты будешь долго гулять, я не успею это сделать».
- Четко ставьте задачи. Такие детки плохо воспринимают информацию, которая передается при помощи длинных предложений. Говорите лаконично.
- Будьте последовательны в своих действиях и словах. Например, неразумно говорить: «Иди возьми у бабушки чашку, потом принеси мне журнал, вымой руки и садись ужинать». Соблюдайте очередность.
- Контролируйте время. Ребенок с СДВГ плохо контролирует временные рамки если он чем-то увлечен, может заниматься этим долго и забудет про остальные дела.
- Соблюдайте режим. Режим дня – очень важный аспект жизни гиперактивного малыша, он поможет успокоить малыша, приучить к порядку (рекомендуем прочитать: ).
- Воспитывать малыша - значит вести себя лояльно и придерживаться позитивной нотки в общении с ним, настраивать себя, его и окружающих на позитив. Сглаживайте конфликтные ситуации, хвалите за победы, подчеркивайте, когда малыш повел себя особенно хорошо, послушав вас.
- Занимайте ваше чадо полезными делами. Дети обязательно должны иметь позитивное русло для выплескивания энергии - это может быть творческий или спортивный кружок, прогулки на велосипеде и самокате, лепка из полимерной глины или пластилина дома.
- Создайте дома комфортные условия. Малыш должен меньше не только сам смотреть телевизор и играть в компьютерные игры, но и видеть, как это делают другие. Рабочее место должно быть без лишних предметов, плакатов.
- При необходимости давайте гиперактивному ребенку гомеопатическое успокоительное, но не злоупотребляйте лекарствами.
Когда ребенок посещает интересные ему занятия - спортивные, творческие, он может выплеснуть там накопившуюся энергию и прийти домой уже намного более спокойным
Как помочь, если началась истерика?
Как успокоить гиперактивного ребенка? В момент, когда у детей истерика и они не слушаются, вы можете поступить, выбрав один из вариантов:
- Уйдите в другую комнату. Лишенный зрительского внимания, малыш может перестать плакать.
- Переключите внимание. Предложите конфету, покажите игрушку, включите мультфильм или игру на планшете или телефоне. Громко предложите ему не плакать, а заняться чем-нибудь интересным - к примеру, выйти во двор и там поиграть, побегать на улице.
- Дайте воды, сладкий чай или настой успокоительных трав.
В повседневной жизни детей поддерживайте их нервную систему. Успокаивающий травяной сбор хорошо помогает при добавлении в ванну, если ребенок маленький, и в чай, если речь идет о школьнике (рекомендуем прочитать: ). Читайте перед сном книжки, гуляйте на свежем воздухе. Старайтесь, чтобы ребенок видел меньше агрессии и негатива. Изучайте природу, больше смотрите на деревья, небо и цветы.
Повышенную двигательную активность обычно обозначают как СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Это нарушение ЦНС, характеризующееся хроническим течением. Проявляется импульсивностью, снижением памяти, внимания и др.
Совсем недавно считалось, что такое наблюдается только у детей. Однако к настоящему времени учеными установлено, что от данного нарушения страдает достаточно большое количество взрослых людей.
Ученые считают, что гиперактивность вызвана наследственными причинами, так как у большинства пациентов имелись близкие родственники с подобными нарушениями.
Как проявляется повышенная двигательная активность у ребенка и взрослого? Какие методы лечения применяются, какие народные средства могут помочь? Поговорим об этом:
Гиперактивность у ребенка - симптомы
Таких детей легко заметить. Они находятся в постоянном движении, не могут даже короткое время спокойно стоять или сидеть на одном месте. Такие дети отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, неусидчивостью. Они невнимательны, трудно запоминают информацию, не могут сосредоточиться. При этом эти признаки не зависят от плохого воспитания, либо особенностей характера ребенка.
Чаще всего СДВГ наблюдается у мальчиков. Именно их родители чаще всего обращаются к врача с жалобами на повышенную активность их ребенка. При обследовании обычно обнаруживается нарушение нейрофизиологии головного мозга, диагностируется дефицит дофамина и норадреналина.
Первые признаки обычно проявляются в возрасте от 3 до 6 лет. Наиболее выражены они в школьном и подростковом возрасте. Далее они могут снижаться и к юности вовсе исчезают. Однако если есть предрасположенность к дальнейшему развитию этого нарушения, большинство симптомов остается с человеком и в зрелом возрасте.
Повышенная двигательная активность у взрослого - симптомы
Как утверждает статистика, каждый двадцатый взрослый житель планеты имеет симптомы СДВГ. При этом большинство даже не подозревает о наличии у него данного синдрома. Забывчивость, рассеянность, раздражительность и пр., люди относят к свойствам своего характера, а также грешат на переутомление или частые стрессы.
Тем не менее, существуют характерные симптомы, помогающие диагностировать наличие синдрома гиперактивности.
У взрослых на него указывает ослабление памяти и концентрации внимания, суетливость. Такие люди часто теряют мелкие вещи. Они небрежно выполняют работу, так как не обращают внимания на детали. Они невнимательны к собеседнику, не слушают его, часто перебивают. Такие люди чаще всего имеют невысокое образование и небольшой заработок.
Они беспокойны, часто раздражительны, вспыльчивы, нетерпеливы, склонны к частым сменам настроения.
Среди людей страдающих повышенной активностью большой процент курящих, принимающих алкоголь и психоактивные стимуляторы. Среди них большое количество нарушителей правил дорожного движения, общественного порядка.
Однако не следует путать симптомы СДВГ с временными проявлениями повышенной активности, возникающих по иным причинам. В частности, гиперактивность может быть вызвана приемом некоторых препаратов, например, противоаллергического средства Парлазин, инструкция по применению которого недавно была рассмотрена. Одним из побочных эффектов лекарства является беспокойство, повышение двигательной активности.
Но, если описанная выше симптоматика присутствует постоянно, следует посетить специалиста и, при необходимости получить адекватное лечение.
Лечение синдрома
К сожалению, полностью избавиться от этого психического нарушения нельзя. Однако существуют лечебные методики, позволяющие значительно уменьшить выраженность симптомов как у детей, так и у взрослых пациентов, облегчить им состояние и помочь социально адаптироваться.
Лечение включает сеансы психотерапии, методы поведенческой коррекции, а также применение определенных лекарственных препаратов. Схема терапевтических мероприятий предполагает участие специалистов невролога, психолога и психиатра.
При лечении детей с легкой степенью нарушения обычно бывает достаточно психологической поддержки. Причем психолог работает не только с самим маленьким пациентом, но также с его родителями, привлекает к участию учителей. При выраженной и тяжелой степени, лечение проводит врач-психиатр.
Для лечения детей, подростков и взрослых пациентов с выраженными и тяжелыми формами СДВГ, при наличии у них социальной дезадаптации, наряду с психотерапевтическими сеансами, используют лекарственные препараты: транквилизаторы, психостимуляторы, ноотропы. При необходимости назначают антидепрессанты, например, Амфетамин, Риталин или Амитриптилин.
Применяют необходимые в данном конкретном случае гомеопатические препараты, лекарства на основе целебных растений.
В комплекс терапевтических мероприятий входят также занятия спортом. Предпочтение отдается одиночным видам, так как коллективные состязания для людей с синдромом трудны и могут спровоцировать снижение самооценки.
Народные средства
С одобрения лечащего врача, включайте в комплексное лечение народные рецепты. Они способны значительно облегчить состояние, уменьшают выраженность симптомов, делают человека спокойнее и уравновешеннее.
Вот несколько популярных рецептов:
Залейте кипятком сильно измельченные, сушеные корневища дягиля: на пол-литра кипятка – 1 ст.л корней. Удобнее и быстрее готовить в термосе. Через 5 часов настой будет готов. Детям дают по 1 ч.л трижды за день. Взрослым можно принимать по небольшому глотку.
Соедините по 1 ст.л сушеных растений: мяты, мелиссы и зверобоя. Добавьте столько же цветков лаванды и 3 ст.л корней валерианы, перемешайте. Термос ошпарьте кипятком. Засыпьте 2 ст.л сбора на 400 мл кипятка. Настой будет готов через 4 часа. Процеженное средство принимайте по маленькой чашечке (примерно 100 мл) утром и перед сном. Детям дозировку рассчитывает врач, в зависимости от возраста.
Помогают расслабиться, успокоиться, способствуют хорошему сну ванны с морской солью, или отваром из корней аира, можжевельника и коры ивы.
Нужно помнить, что синдром повышенной активности, о котором мы говорили сегодня, не является тяжелым нарушением психики. Однако это расстройство приводит к социальной дезадаптации человека, затрудняет его жизнь в обществе. Поэтому не оставляйте его без внимания, обратитесь за помощью к специалисту неврологу. Будьте здоровы!