Сколько андийцев всего в мире. Андийцы. Отрывок, характеризующий Андийцы
Андийцы - самая крупная из малочисленных народностей Дагестана и одна из самых древних упоминаемых в источниках из народностей Кавказа. Исторически андийцы занимали более обширную территорию в Западном Дагестане, но затем разделились на восемь этнических групп (на уровне народностей) и частью были ассимилированы на западе чеченцами и на северо-востоке аварцами, ныне большей частью они переселились в плоскостные районы Дагестана. История андийцев насыщена событиями, их хорошо знали на Кавказе, в военные походы выходили конным войском, отличались воинственностью, благородством и юмором. Андия также являлась центром производства знаменитых наплечных кавказских бурок. Несмотря на свою сравнительную малочисленность, андийцы играли видную роль в истории народов Восточного Кавказа, сохранили свой язык и культуру.
Андийцы (экзоэтнонимы андийцы андал, андии, самоназвание гъваннал) - по антропологическому типу кавкасионы, относящиеся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Основная область расселения (историческая родина) Андия (Ботлихский район), представляющая собой котлован, образованный Андийским хребтом и его отрогами, граничит с северо-запада с чеченцами, с юго-востока - с народностями андийской языковой подгруппы и аварцами. По переписям 1959,1969,1979,1989 годов андийцы учтены как аварцы. Значительная часть андийцев проживает в Хасавюртовском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах, в отдельных поселках Аксай, Ново-Гагатли, Султан-Янгиюрт и в городах Хасавюрте, Кизилюрте, Махачкале, Буйнакске, Кизляре. В Хасавюрте они занимают отдельный квартал - Андийский поселок, который еще называют Пуламил, он заселен выходцами из андийского селения Гагатли. Некоторая часть андийцев работает в Ботлихе, в Микрорайоне, переселившаяся сюда в 70-х годах как служащие и рабочие приборостроительного завода.
Андийцы говорят на собственном андийском языке, относящемся к аваро-андоцезской группе дагестано-вайнахской ветви иберийско-кавказской языковой семьи. В андийском языке много говоров, которые делятся на две сильно разнящиеся группы: на верхнеандийскую и нижнеандийскую. Каждое из андийских селений имеет свой говор. На андийском языке говорят андийцы (гъваннал), населяющие следующие аулы Ботлихского района республики Дагестан: Анди, Гунха, Гагатли, Риквани, Ашали, Чанко, Зило, Муни, Кванхидатли. По данным андийского сельсовета на первое января 2008 года в селении Анди проживает 4 тыс. 280 человек. Некоторые грамматические и лексические различия зафиксированы между речью мужчин и женщин с Анди. Ни один из говоров андийского языка не «посредник» при общении представителей разных аулов, где говорящий придерживается своего говора, хотя свободно владеет говором собеседника. Исключением является общение верхнеандийцев с нижнеандийцами, где последние, как правило, пользуются знанием верхнеандийского наречия для полного взаимопонимания. Андийцы исторически многоязычны: владеют своим, аварским, чеченским и в последнее время молодое поколение русским языками, на котором обучаются в школах, начиная с первого класса. После закрытия медресе в 30-х годах ХХ в. обучение на родном языке было прекращено, ныне в школах преподавание ведется на аварском и русском языках. Андийцы - переселенцы владеют русским, кумыкским и чеченским языками. Молодое поколение переселенцев теряет или вовсе не владеет аварским языком вследствие потери последним учебных и общественных функция в андийских переселенческих поселениях.
Андийский язык считается бесписьменным, функцию языка письма выполняли арабский и аварский языки. Между тем андийцы, как в прошлом, так и в настоящем, используя арабский (аджам) и аварский алфавиты, прибегают к письму и на своем родном языке. На андийском языке имеются рукописные тексты лирических песен, плачей, а так же обширный текст мавлида. В девяностых годах ХХ в. вышли два номера газеты «Бахарган» на андийском языке, а так же в рукописи имеется текст перевода Евангелия от Луки. В этой книге публикуется алфавит для письма на андийском языке.
Горный район, заселен андийцами, именовавшийся в старой историко-географической номенклатуре как Андия, наиболее благоприятен для скотоводства. Обширные альпийские пастбища прежде всего ценны тем, что содержание здесь cкота летом возможно до 6 и более месяцев, а в районе озера Алхар, (по географической карте - Казеной ам) отдельные скотоводы содержат скот круглый год (зимой, разумеется, в стойлово - пастбищной форме). Альпийские луга (биладул) расположены по гребнюРечол, на отрогах Андийского хребта и на горе Азал. Вместе с тем этот район был благоприятным для земледелия, особенно в древности, когда горы Азал, Бахарган и окрестности селений Риквани, Ашали и Зило были покрыты, судя по остаткам и преданиям, хвойными лесами (почвообразование, осадки). Вследствие лесных пожаров во время воин и активного выпаса скота зимой на солнечных склонах произошла тяжелая эрозия почв, расположенных на южных склонах хребта, что сильно сократило посевные площади и снизило урожайность. В самом неблагоприятном для земледелия и скотоводства, но превосходном для орошаемого садоводства районе - на дне пересечения долин Андийского Койсу и речки Онсалъен - расположены андийские селения Муни и Кванхидатли. Андия, таким образом, имеет все пояса зон внутригорного Дагестана: горно-долинный, горный и высокогорный.
Особенный ущерб ландшафту нанес древний гигантский оползень, сошедший с хребта Бахарган, который, продвинувшись на 4-5 км, достиг подножия параллельного хребта Азал и загородил речку Онсалъен. Следствием было обнажение хребта Бахарган и образование глубокой обширной запруды, илистое дно которой, протянувшись почти по всему руслу Онсалъен и ее протоков, достигло так же склона, занятого селением Анди. Однако этот оползень случился не позднее 4-5 тысяч лет до нашей эры.
Андия, как уже говорилось в физико - географическом отношении представляет собой обширный котлован. По территории андийцев протекают речки: Гъваннаб гъадор, Гъагъодираб гъадор, Ашоллаб гъадор,которые соединяются в общую речку Онсалъен (буквально: теплая вода), которая в свою очередь через Мунинское ущелье прорывается из Андийского котлована и соединяется с рекой Андийское койсу. Через Андию проходили (и проходят) дороги, связывавшие внутренний Дагестан с Чечней. Эти пути (горные дороги для верхового и вьючного транспорта) были основными, они связывали андийцев с соседями и миром.
ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ
До второй половины XIX века все сведения, имевшиеся в распоряжении европейской и русской науки, были весьма туманны и противоречивы, и получены они были через вторые руки. Исключением являются сведения об андийцах в известном описании И.Г. Гербера, где андийцы названы как таулинцы, «живущие высоко в каменных горах, которые весь год снегом покрыты, между грузинами, аварцами, лезгинами и дагестанцами» (Гербер, 1958, с.3). Сведения, приведенные об андийцах Гербером, объективны, почти безупречны с точки зрения достоверности. В последующем за целый век, вплоть до 40-х годов ХIХ столетия, как местоположение, так и другие сведения об андийцах всерьез не дополнялись.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
Территория занимаемая андийцами, включает три характерные для нагорного Дагестана зоны:
1) горно-долинную, которую занимают садоводческие селения Кванхидатли и Муни, 2) горную, где находятся все остальные села андийцев и 3) альпийскую с отселком ЦIибила. Соответственно андийцы занимаются типичной для нагорной части Дагестана хозяйственной деятельностью: земледелием, скотоводством, садоводством. Земледелие как отрасль хозяйства уступает у андийцев скотоводству. Продуктов земледелия не всегда было в достаточном количестве, и андийцам приходилось восполнять запасы хлеба из Чечни, куда они сбывали продукты скотоводства и изделия промысла (наплечные бурки, скот, мясо-молочные продукты). Между тем по занятости населения и степени трудоемкости земледелие было первой отраслью. Из ремесел с давних времен андийцы занимались производством наплечных бурок, которые славились на всем Кавказе. Все эти три отрасли хозяйства и ремесла - древнейшие занятия андийцев.
Земледелие андийцев богарно-однопольно-террасное. В высокогорных районах сеяли ячмень (бурчIина), твердую и мягкую пшеницу(къир), овес (ниха), относящиеся к высокогорной эколого-морфологической группе, рожь (чIор). Не меньшее место занимала так называемая персидская пшеница (гьирикъир), встречавшаяся в примесях и самостоятельно. В более теплых котловинах культивировали пропашную кукурузу местной желтой пароды (гьечIинкIа), кортофель (картушол), который хорошо произрастает в горно-луговой зоне и который проник к андийцам поздно, фасоль(пантIантIалол), бобы (гьолил), просо (беча) и все известные в Дагестане огородные культуры: марковь (мамадур), лук (кIонча); (новой культурой возимой на рынок, является и капуста и др.)
УДОБРЕНИЕ ПОЛЕЙ (ЧИЛХЪИДУ)
Однополье, возможное в горах при террасном земледелии, требовало постоянного внесения органических удобрений. Верхнеандийцы, которые занимались скотоводством, после уборки урожая свои пашни объявляли открытыми для выгона скота(видимо, этот способ является первым и самым ранним методом удобрения полей). Помимо этого каждый хозяин сгребал в хлевах в угол навоз и надолго оставлял его там чтобы он прогревался -цIабичIиду. За зиму эту кучу обсыпали золой. Сюда же добавлялся куриный помет. Ранней солнечной весной удобрение разносилось по участкам: удобрения раскладывали небольшими кучками и не трогали до поднятия первой весенней зяби. В строго установленный срок по народному сельскохозяйственному календарю, еще до поднятия зяби, удобрение тонким слоем разбрасывалось по полю и затем во время пахоты запахивалось вглубь. Практиковали поверхностное удобрение почвы, правда, поему-то только для картофельных полей, а также моркови и свеклы. Оно состояло в прямом обсыпании земли удобрением уже после всходов. С учетом местных почв под морковь часто использовалась зола, под пшеницу, ячмень и рожь - навоз и т.д. Овечий помет меньше ценился как удобрение, но хорошо котировался как топливо (цIипилдул «кизяк из овечьего или козьего помета)
ПОЛЕВОЙ ЦИКЛ (КЪИНАИГЬИР)
После праздника первой борозды, проводимого в дни весеннего равноденствия, опытные земледельцы определяли степень прогрева почвы, и назначали день начала сева. Но вначале производили первую пахоту(къинаиду). Спустя дней пятнадцать - двадцать пахали снова (рекьиду). Но уже предварительно засеянное семенами поле. Землю вспахивали характерным дагестанским легким пахотным орудием ребццу. Андийскоеребццу практически не отличается от аварского пахотного орудия пуруц. Оно имеет элементы: мияр - полоз, стойку, ручку - дебеки, грядиль - никво и дыщла - ретунги. Полоз снабжен железным лемехом къеб и ушкамигьант1ик1обил, характерными для дагестанских горных пахотных орудий террасных полей. Во время вспашки орудие это разрыхляло почву не глубже 10-12 см.
Снимали урожаи короткими косами хъандиру и серпами ничо. Лезвие хъандируд длиной не более 25-30 см расположено под углом 70-80 градусов к короткой ручке, которая сделана из дерева. С помощью хъандиру женщины жнут хлеба (роквор) и косят сено (ханнир) на крутых каменистых склонах. Уборку хлебов путем выдергивания (лъабду) вместе с корнями андийцы не практиковали, за исключением льна, корни которого служат рабочей частью веника для вычесывания шерсти на лицевой части наплечной бурки. Сжатый урожай сначала связывали в небольшие снопыкволлул. Укладывали в специальные полевые скирды (гъгъасдо) и после на санях свозили к токам, где скирдовали в виде высоких конусов, сложенных колосьями внутрь (гъгъасда). Сани-волокуши (чанагъи) широко применялись как транспортирующее средство в хозяйстве андийцев особенно для подвоза урожая к токам (осенью) и доставки сена с сенокосов на хутора или в аул зимой с сенокосов в альпийской зоне. в сани впрягали двух быков.
МОЛОТЬБА (ЛОЛИ)
Ток для молотьбы (гьинцIцIу) представлял собой специально оборудованную круглую площадку. Поверхность этой площадки готовили с помощью глины, разведенной на навозной жиже. Зимой поверхность затвердевала настолько, что на ней можно было производить молотьбу. Молотили в солнечные зимние дни широко известными молотильными досками (белимол). это две массивные доски, подбитые кремневыми вкладышами. С помощью кривого дышла (ретунги) молотильные доски впрягают в упряжь с двумя быками, которые волокут доски по рассыпанным на току снопам. Мякину с зерном собирали в кучи, и мужчины веяли его специальными лопатами (реххин) при определенной силе ветра. Для этого мужчина становился на подветренную сторону и высоко (в соответствии с порывами ветра) подбрасывал мякину. Очищенное зерно ложилось на одном участке, а мякина (никку) ложилась чуть дальше (корм зимою для скота); мельчайшие частицы оседали на самом краю тока, а так же на стенах соседних домов. Их собирали и использовали для изготовления кизяков (топливо) как скрепляющий и воспламеняющий материал.
Зерно мололи на водяных мельницах с турбинным устройством, которые были широко распространены на Кавказе.
СКОТОВОДСТВО (ХОРОЛ - БУЦIИР)
Основную роль в экономике андийцев играло скотоводство. Овцы давали мясную продукцию для пропитания и шерсть, но за овец и продукты животноводства андийцы покупали продукты земледелия и скотоводства. Шерсть же шла на изготовление бурок, на которые был большой спрос на всем Кавказе и в России. Андийское общество располагало многими тысячами га альпийских пастбищ и сенокосов на замечательных и долго функционировавших горных пастбищах на западной окраине андийской территории за пределами речол и харамия (содо инци). Крупный рогатый скот был там представлен местной дагестанской малорослой породой, весьма непритязательной к корму и потому малопродуктивной.
В высокогорных аулах разводили больше лошадей, которых использовали в основном для верховой езды и частично для перевозки зерна из Чечни или же для дальних рейсов в Грузию и в Россию с бурками. О развитии коневодства у андийцев в прошлом свидетельствует и то, что андийское ополчение (игьа) было конным. Крупный рогатый скот и овцы почти целиком уходили летом на эйлаги, но зимой скот оставался в ауле, а овец перегоняли на плоскость. На тот случай, если перегон скота на плоскость был невозможен в результате осложнения внешнеполитической ситуации (или в военное время), его перегоняли в котловины южных склонов хребта или в удобные места на территории других обществ и заключали взаимовыгодные договора. Об андийской породе овец писали, что «когда овца андийская стоит, паховая и боковая шерсть достигает земли». И на самом деле шерсть андийской породы овец очень длинна, прочна и служила замечательным сырьем для изготовления наплечных бурок. Овцы андийцев черного цвета, белых овец они покупали редко, так как производят бурки из черной шерсти. За тысячелетия андийцы создали особую андийскую породу овец с длинной прочной шерстью, которая, как известно, шла на изготовление наплечных бурок, с исключительными мясными качествами и выносливостью. Овцы выдерживали зиму на подножном корму, доставая его из под снега.
Заготовка на зиму кормов была также сложна из-за условий местности. Скошенное сено высокогорных эйлагов мужчины перевозили в аул по бездорожью зимой на санях-волокушах, запряженных двумя волами. Женщины косили в труднодоступных каменистых местах. Мужчины косили фабричными косами вдали от поселений. Многие покосы орошались; камни с них тщательно убирались и складывались в гряды в качестве межей. Содержание скота, как ведение земледелия, было также трудоемким. Крупный рогатый скот отличался небольшим живым весом, но качество его продуктов было высоким. Выращенная на скудных, но высококонцентрированных кормах, горская порода коров давала качественное, с высоким процентом жирности молоко. Высоко ценилось так же и мясо. У андийцев, как и во всем Дагестане, было развито хуторское хозяйство, летние скотоводческие хутора размещались в альпийской зоне, несколько зимних хуторов были сосредоточены в долине урочища Лагъу. На зиму овец оставляли иногда и на альпийских хуторах, загоняя в полуземлянки в стужу. Хутора принадлежали отдельным семьям, однако никто не мог претендовать на окрестные, пастбища как на собственность. В пору колхозов с хуторскими хозяйствами велась борьба. Привожу названия андийских хуторов: Алхар, Азал, Речол, Урдуги, Лагъу, Сседубил, Сейбукьур, Салуречол, Агицолашч1у, Гьанкъулгъадор, ЧIеркьилол, Содоинцци, Жалал, Ганна, Илаешилха, Руххумол, Орссимол, Кьирдобаха.
ПРОМЫСЛЫ И ТОРГОВЛЯ
Основным промыслом андийцев в 50-х годах ХХ века было производство и торговля известными на Кавказе и за его пределами кавказскими кавалерийскими бурками. Испокон веков андийцы были известны благодаря производству и торговле наплечными бурками, высоко ценившимися на кавказских, персидских и турецких рынках.
Согласно сложившейся традиции, тем или иным ремеслом в ауле занималась только или мужская, или женская половина населения, в нашем случае изготовление бурок было делом рук андийских женщин. Любопытна была сама механика производства и организация труда. Так как размах бурочного дела был значителен, андийцам своей шерсти не хватало. Поэтому мужчины отправлялись в села Западного Дагестана за шерстью, которую полностью использовали на бурки, половина из которых оставалась мастерам-андийцам, а другую половину возвращали за шерсть.
БУРКА В КАВКАЗСКОЙ ЭТИКЕ ИЛИ ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НАПЛЕЧНОЙ АНДИЙСКОЙ БУРКЕ
По форме андийские наплечные бурки буртина отличались от кабардинских более узкими плечами и широким подолом. Лидийская бурка укрывала от дождя не только всадника, но и коня. Бурку называли домом горца. Есть притча, согласно которой андиец, не желая никоему просителю подарить бурку, прибег к аллегории: «Проси что хочешь, но не дом и его столб». Проситель понял, что речь идет о бурке. (Дом - бурка, столб дома - жена).
У андийцев, как это принято на Кавказе, лучшим и почетным подарком считалась наплечная бурка. Подарок делался индивидуально, а иногда особо почетным гостям всем обществом.
Бурка на похоронах у андийцев обязательна как непременный атрибут. Им покрывают покойника на последнем его пути. В черной бурке ближайшие родственники принимают соболезнования.
Бурка незаменима в непогоду и в бою. Технологически выдержанная бурка противостояла шашечным и кинжальным ударам и ее не пробивала выпущенная из гладкоствольного оружия пуля, не говоря о стрелах, фактически заменяла собою щит и прочие доспехи. Таким образом, бурка одновременно служила военным целям и отчасти являлась не только походным домом, но и воинским плащом, создавшим образ кавказца, которого и в последний путь несли под черной буркой.
Каждый взрослый мужчина должен был иметь бурку, если даже надевал ее редко, наплечную часть бурки подшивали красной шелковой атласной подкладкой. Бурка была как обязательный ритуальный атрибут в танце. В старинных вариантах андийского танца партнер, сняв бурку с плеч, стлал ее на пол, чтобы туда взошла партнерша. Согласно старинным преданиям, на бурке сражались дуэлянты, проигрывал тот кто отступал с бурки под ударами сабли или кинжала. Бурка служила не только полем для ристалища, ею пользовались для разнимания бьющихся в схватке на кинжалах. В случае, если двое решали ссору оружием, ближайший из свидетелей, одетый в бурку, разнимал бойцов, пользуясь буркой, чтобы препятствовать смертельному исходу.
АНДИЙСКИЕ СЕЛА
Андийские поселения занимают котловину, образованную отрогами Андийского хребта: водораздельным западным Речол, белым известковым северо-восточным Бахарган, и южным Азал. Поселения расположены в северной и северо-западной частях котловины, а так же у места выхода рекиОнсалъен из котловины по направлению к Андийскому Койсу. Андийские села почти не укреплялись благодаря тому, что район, заселенный андийцами, надежно защищен непроходимыми горами и лесами с запада. Упомянутые хребты образуют обширную, но изолированную котловину, что делает возможным проникновение в Андию лишь двумя путями. Первый путь через Мунинское ущелье, по которому протекает река Онсалъен. Ущелье узкое, глубокое, протяженностью до 5 км. Охранялось мошной шестиэтажной башней у самого входа а ущелье со стороны Муни. Второй путь через перевал Буцурха известен как Андийские ворота. Андийские ворота, образованные обрывом северо-восточного скалистого отрога Андийского хребта, шириной в 200 метров также были укреплены превосходно крепостной стеной с четырьмя башнями.
Анди - шеститухумное селение. Анди - бывший политический и духовный центр всех андийцев, где выбирался кадий войска - игъул!и къади, который осуществлял верховную судебную власть по шариату. Анди называли шагьар, т.е. город. Анди во время его основания согласно хронике было обнесено высокой белокаменной стеной, у ворот которой было установлено высеченное из камня изображение орла и меча. Камни с подобными изображениями были установлены по границе и отмечали обширную территорию андийских владений. Самоназвание гъванну не имеет удовлетворительной расшифровки.
Анди делится на три квартала: 1) верхний (Гьилассиреххвон), 2) нижний(Гьикьуссиреххвон) и 3) СатIалал. Каждый квартал (реххвон) имел свою квартальную площадь - кав и мечеть.
Мечеть (Минарет, которой был построен в XVIII в.) кварталаГьилассиреххвон являлась соборной (пятничной). Общественные и хозяйственные дела, касавшиеся жителей квартала, решали старейшины кварталов, всего села - выборные представители от кварталов и тухумов. Село Анди располагало значительным числом летних хуторов в районеСседубил, Алхар отселком ЦIибилла, Лагъу и т.д. Анди, достаточно компактное в прошлом, ныне за счет новых застроек раскинулось на значительной площади, ранее занятой под пашни и сенокосы. В селении Анди свой говор. В этногенетическом предании говорится, что село Анди основали разоренные какой-то войной пришельцы - несколько семей, которые в густом лесу обнаружили отелившегося оленя. Люди решили, что место безопасное и благодатное.
Цибильта (ЦIибилла) - андийский отселок. По историческим преданиям, селение было довольно большим и ранним среди других. Ныне в ЦIибилла не более десяти хозяйств. Поселение расположено на горе Азал, на высоте 2000 м н.у.м., среди альпийских летних пастбищ. Ныне там начальная школа и административно он как отселок относится к Анди.
ОДЕЖДА
Мужская одежда. Старинная мужская одежда андийцев ничем не отличалась от национальной мужской одежды народов Дагестана.
Это нательная рубаха навыпуск под пояс и суживающиеся книзу штаны. Поверх рубахи надевали бешмет или гужгат. Последний был распространённого покроя, но встречается без ватной прокладки и, следовательно, без многочисленных швов, которые обычно характерны для гужгатов на вате. Необходимым элементом мужской была также черкеска(чухъа) общекавказского типа, папаха (рагъвара), бурка (буртина), своеобразная шуба с ложными рукавами (хъапача, бишо), встречалась и другой формы шуба (сагуяа), накидка без рукавов с большим откидным воротником, как гидатлинский качI. Носили разнообразную обувь, начиная от хороших кавказских мягких и легких кожаных сапог (чакмагьол), кончая известными чарыками (мачещол) из сыромятной кожи и деревянными башмаками также общеаварской формы. Андийские мужчины носили вязанные шерстяные носки только белого цвета. Еще в XIX веке можно было встретить мужчин и стариков, одетых в овчинную рубаху и штаны, сшитые шерстью внутрь. Надо полагать, что одежда из овчины изготовлялась бедными и скорее имела специальное назначение для чабанов, стариков, которые предпочитают тепло и уют всему остальному. Нательное белье, мужчины стали носить в более или менее массивном порядке, по-видимому, только после принятия ислама, который предписывает в гигиенических целях ношения нательного белья.
За вторую половину XIX века и особенно в течение XX века мужская одежда претерпела коренные изменения. На городскую одежду андийские мужчины перешли не сразу. Однако очень быстро привилось галифе, гармонично сочетавшееся с кавказскими сапогами. Галифе все еще выдерживает конкуренцию прямых брюк, но его носят больше как одежду по официальным случаям мужчины старшего поколения. В официальной обстановке - свадьба, похороны, праздники, поездки друг к другу в гости, по делу и т.д. - все чаще одевали галифе с пиджаком; любимый цвет защитный, глубоко-коричневый. Галифе сохраняется и ныне, но уступает прямым брюкам. Андийцы не одевают ничего пестрого, яркого и крикливого. Гимнастерки одевают реже, она вытесняется пиджаком, в послевоенный период фуражка «сталинка» была популярным головным убором (служащих, учителей и т.д.), только в последние 20-25 лет она стала быстро сменяться на кепки общекавказской модели. Молодежь, обучаясь в городе и возвращаясь назад в горы на работу, упрямо внедряют городскую моду. Молодые люди носят джинсы и др., современную одежду, но мужчины среднего возраста остерегаются молодежной одежды, а в пожилом возрасте предпочитают одежду старого покроя. Так, мужчины пожилого возраста носят каракулевые высокие папахи общедагестанского типа. Происходит своего рода динамика моды по возрастному циклу. Совершенно вышла из употребления одежда XIX века: черкеска (чухъа), тегело и насвол (мягкие сапоги).
Женская одежда. Если мужская одежда сравнительно в целом однообразна, то женская одежда обнаруживает в форме и в покрое разнообразие в каждом отдельном андийском селе. По одежде сами андийцы могут отличить, из какого селения женщина.
Платье-рубаха в старину имела туникообразный покрой с очень широким подолом и прямыми рукавами. Андийки вообще не подпоясывались, а лишь частично заправив рубаху у пояса, за вздешку штанов укорачивали ее до колен.
В старину как предназначенная одежда у андиек было распространено платье хъабала кумыкского типа, но оно встречалось у знатных зажиточных женщин. Значительно интересен женский головной убор чухтIу «чохто».
В Дагестане, как известно, по форме головного убора и по ряду деталей можно было определить принадлежность его носителя к тому или иному обществу. В Ботлихе, например, распространено так называемое «рогатое» чухту. Чухту ботлихинки является ближайшим аналогом чухте андийки. У чухту ботлихинки нет разреза, открывающего лоб, а у андийского имеется треугольный разрез, который открывает лоб. Наиболее примечательной деталью традиционной андийской одежды являлось высокое фигурноечухтIу. Оно имеет форму полумесяца, концы «сглажены» или покато согнуты вниз. Среднюю часть корпуса обшивали лиловым шелком, а боковые - красным. Построченный шлейф чухту у андийки доходил до самых пят.
Действительно, если женщина что-либо просила у людей, сняв с себя чухту и добавив «гьонор рухиб чухтIу - кIазилхъичIало!» («во имя этого чухто-кази»), ее просьба удовлетворялась - останавливались распри, убийства, драки, т.е. исполнялось все, что женщина не называла, вплоть до развода, если она требовала этого.
В настоящее время женский костюм претерпел значительные изменения. Во-первых, чухту никто не носит. В отличие от дореволюционного современное платье имеет плечевые швы. Девушки платья шьют по талии, которые чуть свободнее и чуть длиннее городских. Андийки в селе носят на свой манер завернутые большие белые головные платки. Сложился совершенно новый тип женской одежды: это нечто среднее между городским и национальным, т.е. широким подолом платье в талию или же юбка, чуть длиннее принятых, капроновые чулки, туфли на низком каблуке и на голове кIази, т.е. головной платок (летом косынка, накинутая по традиционной форме). «Закутывающий» способ ношения головного платка сохранился у жительниц селений Анди, Гагатли, Риквани, и Ашали. В наше время в Анди закутывается только старое поколение женщин, а молодое поколение носит платок по-аварски, т.е. накидывает. В селениях Зило, Чанко, Рушуха, Муни и Кванхидатли платок только накидывают, и у нас нет сведений, что в старину в этих селах носили платки по верхнеандийски. Значительно быстрее модифицируются городские молодые андийки, которых уже по одежде нельзя отличить от других горожанок.
Современная одежда, естественно, отражает современный уровень культуры быта, и многие женщины ежедневно надевают чистое и удобное платье. В прошлом у женщин шелковые и праздничные платья лежали в сундуках, переходили в наследство из поколения в поколение, и многие женщины лишь несколько раз в жизни надевали их. В 70-х годах советские активисты напрасно боролись за отмену ее головного платка: андийки любят и продолжают носить свой наряд. Расцветка женской одежды разнообразна, но и здесь есть свои закономерности. Андийки, как и раньше, повседневную одежду предпочитают в графической расцветке - черное платье и белый платок; одежда ритуальная, праздничная большей частью из голубого шелка или парчи.
В нашу эпоху массового проникновения единообразных для всех фабричных импортных товаров сохранение своеобразных национальных черт в одежде, как это делают андийки, - явление, которое надо поощрять. Например, ничем нельзя оправдать. Что в школе от учениц требуют (во всяком случае, в последние 20 лет требовали), чтобы они не являлись в школу в андийской одежде. Одежда, видимо, подлежит модификации, а не бессмысленному отрицанию или замене.
СВАДЬБА (НУСХЪВОР)
Поезд невесты возглавляли родственники жениха верхом на лошадях. Мужчины, идя за невестой, поднимали шум, стреляли, глуша песни, распеваемые женщинами. Приведу распространённую песенку:
Во рищи бищана, рищи бищана
Шамхал къолбодаса рищи бищана
Ва мокъокъ бахъана, мокъокъ бахъана.
ГъалбацIил рокъоса мокъокъ бахъана.
Мы выбирали, мы выбирали
Из тухума шамхалов.
Мы избрали.
Куропатку брали, куропатку брали.
Из дома Галбаца куропатку взяли.
Если невесту везли за пределы квартала, то молодые устраивали заслон и не пропускали невесту без выкуп. Выкуп сразу не отдавали, конные предводители поезда старались прорваться. Инсценировали драку. При этом мальчишки - подростки старались утащить подушку, кувшин или другую утварь из вещей невесты, что также выкупалось сластями. Ныне молодежи, остановившей поезд, вручают бутылки с водкой.
В селе Анди родственницы жениха и жена его товарища в тот же день отправлялись за приданным. С ним отряжается арба. При передаче вещей в доме невесты обе стороны вступают в шуточную борьбу: невестины люди не пускают уже нагруженную арбу; стараются разорвать веревки и что-нибудь утащить; жениховы люди препятствуют этому и стремятся по скорее выехать.
Жители селения Анди с 40-х годов ХХ в. избегают больших торжественных свадеб с приглашением лучших музыкантов, танцоров, устройством скачек и других состязаний, заменив эти празднества своего рода мини - свадьбой, называемой здесь нусхъвор. Вероятно, в основе термина лежит словосочетание нуса ехъоллу «доставить невесту».
Андийцы свадьбу дочери не устраивают. У андийцев наряжение невесты и ее проводы проходят по старому ритуалу, без музыки и танцев, без присутствия отца и братьев, поскольку полагалось соблюсти ритуал и настроение «прощения» с домом.
ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ (УНСО БУЛЪОЛЪИР)
Самым главным праздником в андийских селах был весенний праздник первой борозды унсо булъолъир, распространённый в Нагорном Дагестане. Название праздника унсо булъолъир дословно означает вести быка. В селении Анди праздник проводили поквартально. Хозяин праздника устраивал угощение, зарезав быка. Ему на помощь близкие и соседи несли разные кушанья. Независимо от них все участники праздника накануне так же готовили ритуальную пищу, особенно фигурные хлебы, изготовляемые только для этого праздника: калачи, для того, чтобы одевать на рога быка, хлебцы йошкIи кIоту «кукла лошадь» и др. Особое место в ритуальной пище занимало мишур - «дерево изобилия»
На ветви дерева вешали самые разнообразные хлебные изделия - печенья, конфеты, тушки жареных куриц, крашеные яйца, орехи, фрукты и т.д. В самый разгар праздника с «мишур» стряхивали явства с восклицаниями о благополучии: «Хур бигъгъодо!», «Барка бик1водо, милъило цIцIало ригъодо, ибгу дан гьарза бигъгъодо!» «Да будет урожай, да будет благодать, солнце, дождь да будет в меру! Всего пусть будет много!»
Накануне в селе царило оживление: мужчины готовились к спортивной части, женщины готовили различные блюда, детям шили новую одежду, купали, стригли и т.д. выхаживали подготовленных к скачкам лошадей. Готовясь к празднику и на празднике избегали ссор, говорили приятные приветствия и весело шутили. Для проведения первой борозды приглашали зажиточного, удачливого земледельца (баркалогусси гьекIа), важно было не столько его богатство, сколько пожелание ему хорошего хлеба. Проведение борозды и символический сев семенами сопровождались пожеланиями благополучия;
«Решинолакку цIцI иччо,
Мисулъикку лъен иччо,
Баркалогу хур бигъодо,
Лорало кабарало мугьуди рицIодо», что на русском означает:
«Пусть дожди пойдут сколько надо, пусть земля родит, пусть восходы будут густыми, пусть колосья и сундуки наполняются зерном».
В селении Анди во время проведения первой борозды подводили к плугу беременную женщину. Редкий и интересный, но вполне объяснимый с точки зрения магии обряд. Во время обряда важную роль играли духовные лица: дибир (мулла) читал молитвы над горстью семян их символическим засевом. Во время проведения первой борозды пахаря, осыпали землей, поливали водой, быков распрягали и изгоняли за пределы пашен. На рога быков вешали хлебные калачи гимура, которые по окончании проведения борозды разламывали и поедали. Особое значение андийцы придавали третьей, спортивной части праздника. Прежде всего, это спортивный бег на основной приз, где участвовали готовившиеся к этому юноши. Бег девушек также проводился. Центром спортивных соревнований были кIотил гьеллолъир «конные скачки». Скачки в Анди проходили с непременным участием чеберлойцев и ичкерийцев (чеченцев), которые очень гордились и дорожили победой, если им удавалось одержать победу на андийских скачках.
Готовили лошадей к скачкам тщательно, иногда по методам, известным только хозяевам. Купание, чистка и уход (тумар, репетиции, короткие и дальние пробежки, ознакомление лошади с трассой и т.д. производились досконально и всегда под наблюдением опытных лошадников. В разных пунктах стояли уполномоченные для наблюдения и недопущения нарушения, каковым считалось схождение с беговой дороги в целях сокращения расстояния на поворотах (бади букъволлу)- наиболее частое и «эффектное» нарушение. Седоками обычно бывают мальчики или очень легкие ездоки: седла им не давали, они садились на голую спину лошади. Победителем считался тот, кто первым вырывал воткнутый в землю флаг на финише. Скачки всегда были призовыми и довольно дорогими. Призы соответствовали количеству заездов. Самыми почетными были дальние заезды (10 кругов андийской беговой дороги). Призы устанавливали джамаат, частные лица.
Однако дело было не в призе, а в чести и славе победившей лошади и его хозяина. Который как правило, устраивал по случаю победы дорогостоящийловзар «праздник» с приглашением певиц и танцоров, с угощениями и т.д.
Седоку и его коню на шею сразу накидывали кусок красного атласа - счастливейшие мгновения в жизни андийских мальчишек.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (МОЧIИЛУЙ ТАРБИЯ ИЧЧИР)
Большей радостью было рождение сына. Первого, кто отцу приносил хорошую весть, он одаривал. Если сын рождался в состоятельной семье, устраивали празднество с танцами и угощениями. Иметь много сыновей считалось особой честью для родителей.
Рождение девочки или мальчика - это предопределение, судьба. С рождением ребенка и появлением его в доме, начинается вся суматоха: все друзья, родные и знакомые дарят подарки, поздравляют.
Если рождался мальчик - наследник, считалось обязательным резать двух барашек и читать мавлид с призывом джамаата, а так же всех родственников и друзей. А если девочка - законно резали одного барана, и мавлид считался необязательным.
Ребенка воспитывали по известным горско-кавказским понятиям, что накладывало отпечаток на формирование будущей личности.
Имя детям давали родители молодых, т.е. дедушка, а то и кто-нибудь из старейших в тухуме. Имена, прежде всего, выбирали из своих родов, но уже умерших персон. Говорил: «Если назвать именем покойного деда или прадеда, то он словно (дед, прадед) заново рождается». Детей очень часто называли именами людей, прославивших себя чем-нибудь. И, напротив, избегали имени, если кто-нибудь ославил себя или если носивший такое имя известен физическим или духовным дефектом. Верили в то, что имя передает качества его прежнего носителя. Считалось, что до того, как родители окончательно решат назвать ребенка, его нельзя оставлять без имени. Поэтому сразу же после рождения ему временно давали в качестве имени название месяца, в котором ребенок родился. Все эти традиции свидетельствуют о том, что к имени относились серьезно, верили, что посредством имени передаются те или иные качества умерших.
Наилучшим пожеланием, рожденному мальчику были следующие пожелания: гьекIуло вушаб ишу вугъам «побеждай чужих, побеждаемый дома» ишу лъуна рейла къваку «трус дома, храбрец на улице» ила - има реккуду вуцIцIолъодо «чтоб растили и воспитывали родители», талигьилжа вулъидо «чтоб счастливым был», вохуду севуллоло валиб вусондо «чтоб рождались братья и сестры» вугъгъудду воккудду воргьандо «чтоб рос на гордость родителям».
Воспитание ребенка шло в условиях разнообразнейших детских игр. С 6-7 лет ребенок приобщался к труду, в особенности девочки. Девочка, идущая с небольшим, специально для нее подобранным кувшином за водой, со связкой дров, сена, с мешочком муки за спиной, работающая в поле, готовящая еду и т.д. - самое обычное явление в горах.
Девочки играли в куклы, шили им одежду, устраивали кукольные свадьбы и семьи (готовились стать матерями): разделение занятий на мужское и женское воспитывалось с самого раннего детства. От детей требовалось не вступать в пререкания со старшими и пожилыми в семье и на улице. Мальчишки должны были исполнять любую просьбу старшего человека - знакомого или незнакомого, вставать с места, когда подходил взрослый, первым его приветствовать, в присутствии взрослых не садиться, не задавать вопросы без нужды и т.д. дома при детях царила обстановка полного целомудрия и нравственности. Таков был мир, который они видели и видят в раннем детстве, что накладывало отпечаток на их психику и определяло их морально-этическую сторону в период взросления.
Анди́йцы (андии , самоназвание куаннал, къIваннал ) - субэтнос аварцев . Проживают на западе Дагестана . Исторические села андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу . Этноним образован от названия самого большого из сел, населенных представителями данной народности - села Анди (Ботлихский район Дагестана).
Андийцы являются самым крупным из группы андийских народов , в которую кроме носителей собственно андийского языка входят ахвахцы , багулалы , ботлихцы , годоберинцы , каратинцы , тиндалы , чамалалы .
Численность и расселение
Учёный РАН С. А. Лугуев констатирует, что всё большее количество андийцев, так же как и других андо-цезов, «признает себя частью аварского народа» .
История
Андийцы, согласно топонимическим данным, в древности занимали обширную территорию вниз по течению Андийского Койсу и в Гумбете. Названия аварских селений Мехельта (авар. МелъелтӀа ), Аргвани (Аргъвани ), Шабдух (Щаб-духъ), Ичичали (ИчичIали), Верхнее Инхо и Нижнее Инхо , Игали (Игьали), Тлянтляри (Лъанлъари), Чирката (ЧIиркъатIа), Бетли (Бекьиль), Унцукуль (Онсо-коло) и другие, как и значительная часть иных топонимов, андийского происхождения. Позднее указанная группа андийцев, очевидно, была ассимилирована авароязычным населением.
Язык
Напишите отзыв о статье "Андийцы"
Примечания
- // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
- // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
- Северный Кавказ. Академия Наук СССР. Институт географии, 1957. С. 507.
- . «Демоскоп ». .
- . «Демоскоп ». .
- . eki.ee. .
- // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
- . «Демоскоп ». .
- // : Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство.
- Лугуев С. А. Андо-цезы // Аварцы: История, традиции и обычаи, культура и искусство народа. Махачкала, 2012. С. 46-47.
- , с. 149.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
- . - Peterburgskoe Vostokovedenie, 2004. - С. 182.
Литература
- Агларов М. А. // : монография / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. - М . : Наука, 2002. - С. 148–158. - 588 с. - (Народы и культуры). - 1000 экз. - ISBN 5-02-008808-0 . (отсканированная в высоком разрешении книга доступна также в виде объёмом 1,8 ГБ )
- Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8 .
|
|
|
Отрывок, характеризующий Андийцы
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…
Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.
Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
Андийцы - один из древнейших коренных народов Дагестана, предки которого появились в регионе в бронзовом веке. Андийцы отличались склонностью к торговле и предпринимательству, владели несколькими языками, были красноречивы и остры на язык. Главный предмет материальной культуры, прославивший народ на века, традиционная андийская бурка, защищавшая от пуль, кинжалов и непогоды.
Название
Имя андийцами дали соседние народы, исходя из названия одного из местных сел - Анди. Чеченцы употребляют по отношению к народности слово анди, аварцы - андисел. Экзоэтнонимы произошли от названия одного из наиболее крупных андийских поселений - Анди.
Самоназвание андийцев - гъваннал, уходящее корнями в глубокую древность. Часть исследователей придерживается версии, что оно отсылает к местности Ганна и одноименному хутору. Считается, что поселение, расположенное к северу от села Анди, является одним из самых старых в регионе. В переводе с иудейского «ганна"им» означает «ревностные к вере»: считается, что до прихода христианства и ислама в регионе господствовал иудаизм, чем объясняется появление названия.
Где живут, численность
В древние времена андийцы занимали обширные территории в Гумбете и бассейне реки Андийское Койсу. Страна, обнесенная цепью белоснежных скальных хребтов Бахаргана, считалась труднодоступной из-за природного расположения и выстроенных на границах оборонительных сооружений.
Перепись семидесятых годов XIX столетия показывает, что андийцы жили в семи небольших поселениях. Они составляли порядка полутора тысяч дворов с общей численностью населения 5693 человека. Неучтенными оказались андийцы соседнего наибства в населенных пунктах Кванхидатль и Муни.
Следующие переписи показали прирост населения:
- 1926 г. - 7595 чел.
- 1938 г. - 9750 чел.
- 2002 г. - 21 808 чел.
Перепись 2010 г. зафиксировала резкое снижение до 11789 андийцев. Это связано с причислением части представителей народности к числу аварского народа, в который также входят:
- ахвахцы
- каратинцы
- багулалы
- тиндалы
- чамалалы
- ботлихцы
- годоберинцы
По оценкам экспертов, численность андийцев составляет порядка 25 000 человек. Большинство проживает в северно-западных регионах Дагестана в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Новолакском, Тарумовском и Кизлярском районах.
Язык
Народ говорит на андийском языке, входящем в иберийско-кавказскую семью, аваро-андоцезскую группу. Язык существует лишь в устной форме, включает два диалекта, различающихся говором и лексическим составом. Для письма используется аварская или арабская графика, в начальных школах ведется преподавание аварского языка.
История
Раннебронзовая эпоха считается временем освоения региона древними предками андийцев. Вблизи села Гагатль (также Гагатли) обнаружены следы поселения, относящегося к III-II тысячелетию до нашей эры. Первые достоверные упоминания народа относятся к IX веку до нашей эры в памятнике «Торжественная надпись» царя Саргона II ассирийского. В нем сообщается, что царь «завоевал андийца», захватив 4 200 жителей.
В начале нового тысячелетия древние андийцы разделились на две группы:
- Обитавшие в нижнем течении Андийского Койсу: жили обособленно, позднее ассимилированы аварцами.
- Занявшие территории среднего и верхнего течения Андийского Койсу: разделились на 8 родовых племен, потомки которых сегодня составляют группу андийских народов.
В Средние века произошло вторжение Тамерлана, приведшее к проникновению и укоренению в регионе ислама. После падения Казикумухского шамхальства андийцы создали собственное независимое государство, впоследствии получившее известность как «федеративная республика Андия». Власть находилась в руках ежегодно избираемых правителей общин, народного Совета старейшин. Суд осуществлялся по шариату или судебникам, в зависимости от джамаата законы могли различаться.
В годы кавказской войны андийцы встали под флагами идейного вдохновителя Шамиля, выставив в бои порядка 1000 конных воинов. В 1921 году народность вошла в состав сформированной новым правительством Дагестанской АССР. В годы советской власти в регионе запретили производство бурок, поскольку считалось, что это отвлекает местных жителей от колхозных работ.
Внешность
Андийцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Отличительные особенности внешности:
- переходные оттенки глаз;
- черные, каштановые, темно-русые волосы;
- широкое лицо;
- выпуклая узкая челюсть;
- высокий рост;
- крепкое телосложение.
Одежда
Традиционный мужской костюм не отличался от аварского: нательные рубаха и штаны дополнялись бешметом, черкеской, буркой, папахой. Женская одежда более разнообразна: в повседневной жизни носили платье туникообразного кроя с широким подолом и прямыми рукавами, на поясе чуть заправленное в нательные штаны. Сверху закутывались отрезом белой материи с ног до головы.
Отличительная особенность женского наряда - головной убор чухта: шапочка в форме полумесяца с опущенными вниз «рожками». Боковые части чухты оббивали красным шелком, среднюю - лиловым, сзади пускали шлейф, касавшийся подола платья. Головной убор имел важное значение в традициях. Если андийка снимала шапочку и произносила любую просьбу с добавлением «во имя этого чухто-кази», ее желание беспрекословно удовлетворялось, будь то прекращение дуэли или даже развод.
Андийская бурка
Андийская бурка - символ горцев Кавказа, в XIX столетии стала модным предметом гардероба российских военных. Не раз о ней писали Пушкин и Лермонтов, символ революции Василий Иванович Чапаев навсегда останется в народной памяти облаченным в национальный андийский костюм.
Бурка - наплечная одежда, свалянная их шерсти уникальных андийских коз черного или белого цвета. Накидка отличалась прямым кроем, зауженными плечами, отсутствием застежек, широким подолом, способными укрывать не только хозяина, но и лошадь. Особенность андийской бурки заключалась в особом способе валяния, состоявшем из 15 последовательных этапов. Непревзойденные свойства придавало использование для создания материала шерсти особой породы овец.
Благодаря этому бурка служила в качестве бронежилета и щита: в ней застревали пули, ее невозможно было прорубить кинжалом или шашкой. О воинах в черных одеждах упоминали еще античные источники, знали об исключительных свойствах наряда по всему миру. Ежегодный экспорт андийских бурок в начале XX столетия составлял более 30 000 штук на сумму порядка 50 000 рублей.
Семейный уклад
Андийцы селились общинами (джамаатами), в состав которых входило несколько крупных родов, ведущих счет по материнской линии. Внутри родов жили малыми семьями, двух- или трехпоколенными, однако понятия взаимопомощи, родовой чести, кровной мести, почтения старших были чрезвычайно важны.
В подавляющей части семей практиковалась моногамия, редко встречались полигамные отношения. Брачный возраст наступал для юношей и девушек с 15 лет. Поощрялось заключение семьи внутри джамаата: поскольку число родов в пределах одного селения редко превышало 7-8, разрешались близкородственные браки вплоть до кузенов. Существовало 3 способа заключения брака:
- По сговору со сватовством.
- Умыканием.
- Уходом из дома.
Последние два варианта не приветствовались, считались позорными, часто вызывали кровную месть. Особенно рискованным было подобное мероприятие для девушки: часто случалось, что родители жениха не принимали невесту с сомнительной историей. Жених, для которого родовая честь и почитание родителей стояли на первом месте, отказывался от девушки. Вернуться домой она тоже не могла под угрозой смерти, поэтому единственным выходом был побег в другие земли или самовольный уход из жизни.
Традиционные свадьбы начинались со сватовства, калым не предусматривался, приданное оставалось в собственности невесты до конца жизни. В день свадьбы за девушкой приезжал свадебный поезд из друзей и родственников жениха: жители общины чинили ему препятствия, не давая уехать и выпрашивая откупы. После прибытия невесты в дом жениха, к ее родителям отправлялись сваты по женской линии: их задача состояла в доставке приданого.
Жизнь
Жизнь в Андийском котловане, окруженном горной цепью, определила традиционные занятия народа. Жители горных районов занимались отгонным скотоводством, пытались обрабатывать каменистую землю террас. Нижние андийцы отдавали предпочтение земледелию, садоводству, огородничеству. Разводили коней, использовавшихся в качестве транспорта. Важную роль в жизни андийцев играла торговля: основными источниками доходов была продажа бурок и соли.
Религия
Большая часть андийцев придерживается традиционной для региона религии, исповедуя ислам суннитского толка. В памяти народа сохранились традиционные верования, связанные с духами-хранителями гор, рек, лесов, покровителями промыслов, злыми духами-вредителями.
Верховное божество именовали ЦIоб, главный культовый центр располагался на горе Бахарган. До сих пор практикуется обряд прошения дождя, проводимый во время сильной засухи. Для этого андийцы вместе с религиозным служителем поднимаются на вершину горы, где с молитвами и обрядовым танцем просят милости в виде дождя.
Видео
АНДИЙЦЫ, андал, андии, гъванал (самоназв.). Численность в Российской Федерации около 30 тыс. чел. (1992, оценка). Относятся к андийским народам, коренное нас. сев.-зап. Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется семь говоров, к-рые объединяются в два сильно разнящихся между собой диалекта - верхнеандийский и нижнеандийский. Письменность на осн. рус. графики. Распространены аварский и (среди мужчин) чеченский яз. Верующие - мусульмане-сунниты.
Андия представляет собой котлован, образованный Андийским хребтом и его отрогами. В 1 в. н. э. А. упоминает Плиний Старший. Согласно топонимия, данным, А. занимали обширную терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где они были, видимо, ассимилированы авароязычным населением. Из части А., проживавших по ср. и верх, течению р. Андийское Койсу, выделились ост. андийские народы. Ист. предания и хроники передают сюжеты о вторжении в 14 в. в Андию отрядов Тимура и истреблении им владетельного дома хана Иолука в Гагатле. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство, синкретизировавшееся с традиц. верованиями. Андия (т. н. Андийская респ.) представляла собой федерацию семи самоуправляющихся сел. обществ: Анди, Гунха, Гагатль, Риква-ни, Ашали, Зило и Манко. Селения Муни и Кванхидатль входили в соседний союз сел. обществ Технуцал. В 14- 15 вв. существовало Андийское шамхальство, распространившее свою власть и влияние на соседние аварские и чеченские общества. Источники и документы рисуют Андию как сильное политич. образование. В 17 в. А. одержали победу над ополчением аварского нуцала Турулава.
Андийка в традиционной одежде. |
В 1731 А. приняли русское подданство, но в 1758 отложились от России. В 1742 приняли активное участие в разгроме вторгшегося в Дагестан владыки Ирана Надиршаха. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Россией и Ираном, терр. Дагестана отошла к России. А. - активные участники Кавказской войны 1817-64, андийский наиб Лабезан разделил в Гунибской крепости судьбу Шамиля. В ходе адм. реформ 1860-х гг. было образовано Андийское наибство в составе Андийского округа. В 1921 А. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). По переписи 1926 А. насчитывалось 7,84 тыс. чел. А. живут в Ботлихском, Хасавюртовском, Бабаюртовском, Кизилъюртовском р-нах, ок. половины А. расселены в равнинном Дагестане. На С.-З. А. граничат с чеченцами, на Ю.-В. - с др. андийскими народами и аварцами. В дореволюц. период при письме пользовались араб, (делопроизводство, богословие) и аварским (литература, печать, богословие) языками. Письменность до 1928 на осн. арабской графики (аджам), до 1938 - на осн. лат. графики. С 1992 на андийском яз. издается газ. «Азал».
Основа традиц. экономики верхнеандийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство. Нижнеандийцы практиковали специализированное садоводство, продукция к-рого обменивалась на продукты животноводства и земледелия. Андийцы изготовляли наплечные бурки (буртина) из черной и белой шерсти овец андийской породы. Бурки были не только принадлежностью муж. костюма, но и элементом боевого снаряжения. Мастерицами были женщины, мужчины занимались крашением и торговлей бурками (до 80 тыс. в год). С 30-х гг. 20 в. производство наплечных бурок пришло в упадок. Местный спрос удовлетворяет бурочная артель в с. Рахата. Как домашний промысел производство бурок сохранилось единственно в с. Гагатль. В с. Кванхидатль занимались добычей и производством пищевой соли из соляных источников вблизи села (промысел сохранился и поныне). В совр. экономике основную роль играют традиц. отрасли, часть А. работает на совр. производствах (рабочие совхозов, заводов, отходники и т. п.), занимается коммерч. деятельностью.
Сохраняется традиц. половозрастное разделение труда. Земледельческие работы, за исключением пахоты и обмолота, производят женщины, мужские работы - также доставка лесоматериалов, строительство, уход и содержание скота на альпийских пастбищах, перегон овец на зимние пастбища, сенокошение на дальних сенокосах и перевоз сена и т. д.
Счет родства билатеральный, по поколениям ведется описательно. Традиц. клановые патриарх, кровнородств. объединения - тухумы включают группы родств. семей гьакъу и моногамные семьи - хъизан. Традиц. семья - малая. Старшие дети при женитьбе получали долю родительского имущества, младший сын наследовал отцовский дом. Высший слой традиц. социальной иерархии включал узденские роды. Низший слой составляли вольноотпущенники (лаги) - потомки захваченных или купленных на невольничьих рынках рабов. Адм. и судебную (осн. на адате и шариате) власть осуществляли правители гьилатабул, совет старейшин (джамаати), к-рые представляли нар. собрание каждого селения, и кадии (шариатский суд). Существовали третейские суды. Правителей избирали ежегодно и приводили к присяге. Полицейские функции выполняли назначенные советом старейшин лица доргьахъол, военными делами ведал назначенный предводитель - седухъан. Избиралось также управление сел. обществ.
Поселения расположены амфитеатром по зап. и сев. склонам Андийского котлована и в долине р. Андийское Койсу (с. Муни и с. Кванхидатль). Терр. селения традиционно включала след, части: гьон - поселение, мигъи - пашни и часть сенокосов, бил - часть сенокосов, альпийские пастбища, пустоши, леса и т. п. Ныне эта структура нарушена, поля частью превращены в приусадебные огороды. Традиц. поселения - скученные. Верхнеандийские традиц. поселения (ее. Анди, Гунха, Гагатль, Риквани, Ашали, Зило, Манко, Рушуха) относительно свободной планировки, улицы открыты, имеются дворы, хоз. помещения при усадьбе и т. п. Истор. и адм. центр андийского общества Анди, как и ряд др. селений имеет традиц. средневековую городскую топографию, с четким делением на кварталы (рехун), центр, площадью, пятничной мечетью. Каждый квартал имеет площадь (кав) для нар. собрания, заседания старейшин и т. д. Наиб, скученное селение - Муни; его улицы, вымощенные камнем и перекрытые сверху, проходят под домами и дворами, как туннели. Ряды двухэтажных домов со смежными стенами (нижние этажи - хлевы, верхние - жилые) придают ему вид фаланстера. Плоские крыши домов служат дворами-террасами для верхнего ряда домов. Верхнеандийские селения дважды разрушались и сжигались: после нашествия Тимура и в 1845 после даргинского похода М. С. Воронцова.
Совр. поселение и жилище испытывает влияние западнокавк. и восточ-ноевроп. свободной планировки, плоские крыши домов заменяются скатными из шифера или оцинкованного железа. Материал для строительства - рваный камень для стен и дерево для крыш. Совр. жилище сохраняет традицию одно-двухэтажности с встроенными с юж. стороны глубокими галереями, часто застекленными. Традиц. жилище имело центр, столб, большой камин (тавхан) с лепным декором; для хранения посуды служили встроенные в стены шкафы и ниши. Состоят. А. отводили особую комнату (комнаты) для гостей - цIешур гьакъу.
Одежда А. аварского типа. Своеобразен традиц. жен. костюм, включавший туникообразное длинное платье на кокетке (кванно), шаровары (ошхъоги), разл. виды обуви, в т. ч. кожаные сапоги. Головной убор (чухту) в виде полумесяца одевается «рогами» вниз (его носили до 1930-х гг.). Лобная часть украшалась ярким золотым шитьем или парчевой тканью. Поверх чухту верхне-андийки заворачивались, как в плед, в большой белый платок (кIази), нижне-андийки носили черный платок без чухту. Муж. костюм ныне в осн. городского типа.
В основе питания продукты земледелия и животноводства, дополняемые овощами и фруктами. Набор блюд - местный и общекавк. Популярны къинилол (хинкалы) разл. видов, подаваемые с вареным мясом и чесночной приправой, ингурдол, род тонких лепешек, начиненных творогом, с разл. приправами, блины (тIуртIулол), разл. вареники (боцIибул, сордул) и т. д.
Традиц. развлечение - конные скачки, наиб, значит, праздники - свадьбы, весенний праздник первой борозды (унсо булъолъир), праздник окончания поста (К1олелтар). Сохранилась вера в магию, в мир духов, к-рые вступают в контакт с нек-рыми людьми. Каждый человек имеет невидимого двойника, с человеком происходит лишь то, что еще раньше случилось с его двойником; незадолго до смерти двойник покидает человека. В доисламский период А. объединял культовый центр на вершине горы Бахарган, гл. божество - Ц1об. А. во время празднования дня рождения Пророка, при др. торжествах, а также погребениях отправляют особый ритуал зикр, основоположником к-рого был религ. деятель Чечни 2-й пол. 19 в. Кунта Хаджи. Имеется культ местного святого - шейха Умараджи (с. Анди). Фольклор двуязычен (андийск. и аварск.). Муз. фольклор близок аварскому, танц. - чеченскому. А. славятся как мастера меткого слова, чувством юмора.