Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: программа, методики и технологии. Как подготовиться к ЕГЭ с нуля? Что нужно знать чтобы сдать русский
Большая часть школьников имеет довольно поверхностные представления о том экзамене, который им предстоит сдавать. Редко доводится встретить выпускников или их родителей, в полном объёме владеющих информацией о процедуре сдачи ЕГЭ, несмотря на то, что в настоящее время большое количество информации можно найти в Интернете.
Относиться к ЕГЭ нужно как к предстоящей работе. Для этого следует узнать об этом экзамене как можно больше и тщательно к нему подготовиться.
Как подготовиться к экзамену?
Начинать подготовку следует как можно раньше. Усиленные занятия требуются примерно за год до сдачи. Подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку несложно, для этого достаточно:
- Составить график занятий. Для подготовки рекомендуется уделять как минимум час каждый день;
- Изучить структуру КИМ, которые будут представлены на экзамене;
- Приобрести несколько сборников с теоретическим материалом, а также с практическими заданиями. Повторив теорию по определенному разделу языка, рекомендуется выполнять ряд заданий по соответствующему разделу;
- Отмечать для себя наиболее труднорешаемые задания, повторять соответствующий теоретический материал, после чего снова к ним возвращаться;
- Подбирать примеры из литературных произведений для защиты своей позиции при написании сочинения. Лучше всего выбирать примеры, охватывающие сразу несколько проблем, которые могут затрагиваться авторами;
- По возможности подключить к процессу преподавателя, посетить курсы ОГЭ /ЕГЭ. Это позволит получить наиболее полную консультацию по вопросам, которые вызывают затруднения (как правило, наибольшие затруднения вызывает написание сочинения);
- Изучить: правила поведения на ОГЭ/ЕГЭ, правила заполнения бланков, «пороговый» балл. Это позволит избежать ненужных ошибок, не связанных непосредственно с заданием КИМ;
- Посещать различные Интернет-ресурсы по вопросам подготовки и проведения ОГЭ/ЕГЭ, в том числе форумы, где можно обсудить процедуру ОГЭ/ЕГЭ;
- По возможности писать «пробные» ОГЭ/ЕГЭ. Подобные «пробники» позволяют ученику оценить уровень своих знаний на протяжении подготовки.
Примечание: посещение различных курсов ОГЭ/ЕГЭ помогает:
- «разложить по полочкам» уже имеющиеся знания;
- закрепить имеющийся теоретический и практический материал;
- подготовиться к заданиям повышенной сложности, которые не всегда даются без специальной подготовки.
Что еще требуется для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку?
Помимо формирования умения справляться с заданиями из различных разделов языка, рекомендуется также проводить работу в следующих направлениях:
- развивать мотивацию к успешной сдаче экзамена (как говорится, мысли материальны);
- вырабатывать положительное отношение к экзамену. Хороший настрой позволит чувствовать себя комфортнее, сосредоточиться на задании;
- тренировать чувство самоконтроля (нельзя заставить человека делать то, чего он не хочет, поэтому нужно учиться контролировать себя самому);
Это поможет экзаменуемым лучше справиться как с подготовкой к ЕГЭ по русскому , так и со сдачей.
Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!
Преподаёт русский язык в Фоксфорде
Я преподаю русский язык в московской школе № 179. Она считается одной из самых сильных в стране. Наши ученики сдают экзамены на высокие баллы и занимают призовые места на олимпиадах. Например, в этом году мой ученик Руслан Салимгареев сдал четыре ЕГЭ на 400 баллов.
При этом мы не делаем акцент на подготовке к ЕГЭ, а стараемся заинтересовать учеников предметом. Расскажу, как это работает.
Почему не стоит делать упор на ЕГЭ
ЕГЭ - это минимум того, что есть в русском языке. В 179-й школе мы, прежде всего, учим детей быть грамотными и помогаем им разобраться в предмете. Если ученик понимает язык, видит в нём систему и умеет писать хорошие тексты, он без труда сдаст ЕГЭ на высокий балл.
Единственное, к чему нужно подготовить ученика - требования составителей и экспертов, которые будут проверять ответы. Для этого мы показываем схему заданий и объясняем, что эксперты ждут от учеников. Конечно, мы решаем пробники и пишем сочинения, но не делаем это в ущерб другим, более значимым занятиям.
Как пробудить интерес к русскому языку
Увлекательные задачи. Я даю ребятам много творческих заданий. Они пишут научно-публицистические тексты, официальные жалобы, тексты-рассуждения, статьи для блогов, детективы и триллеры. Представляют себя сотрудниками редакций и писателями-философами.
Моя задача в том, чтобы они хотели писать тексты и относились к этому как к решению интересной задачи. Ещё в начале года я объясняю, что хочу видеть в тексте: он должен быть последовательным, логичным и не содержать плагиата. А дальше мы над этим работаем.
Например, есть книжка «Увлекательные диктанты» И. Винокуровой и С. Наумовой. Там представлен текст Джерома К. Джерома, где он рассуждает о пользе желудка для человека. А дальше ученикам предлагается самим написать сочинение-рассуждение о том, зачем человеку нужны нос, легкие или сердце. Причём сделать это в стиле англичанина XIX - начала XX века.
Другой пример - журнал о науке «Кот Шрёдингера» . Раньше в каждом номере публиковали рассказы учёных о самых банальных вещах: спичка, стул, стакан. Химик описывал химический состав спички, историк рассказывал историю её возникновения, а лингвист объяснял, почему спичка называется «спичка». Я задала ученикам такую же задачку: взять предмет и описать его с точки зрения разных наук. Так ребята учились собирать материал в интернете и превращать его в научно-публицистический текст.
Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»
Рассказы о банальных предметах из журнала «Кот Шрёдингера»
Ещё задача - представить себя блогером и написать текст для публикации. Специфика работы блогера в том, что они пишут на темы, которые волнуют лично их и при этом интересны широкой аудитории. Ученики должны были выбрать такую тему и раз в неделю публиковать по ней новый текст во «Вконтакте» или Фейсбуке.
Однажды они писали карточки как на сайте «Медуза». Это формат статьи, где нужно задавать вопросы и отвечать на них. Вначале они читали на самой «Медузе» рекомендации, как делать эти карточки. Потом выбирали тему: кто-то сочинил текст «Как быть успешным Дедом Морозом», кто-то - «Как написать бестселлер».
Одна из статей-карточек новостного сайта «Медузы»
Были и задачи на тренировку логики. Я предлагала текст, в котором предложения были расставлены в неправильном порядке. И ребята восстанавливали правильный ход текста. Этот навык потом очень пригодился им в сочинениях на ЕГЭ.
Подобные творческие задания я даю и ребятам из Экстерната и Домашней школы Фоксфорда .
Пытливость. В основном к нам в 8-9 классы приходят ребята из других школ. Со временем выясняется, что там почти не дают возможности задавать вопросы - есть только мнение учителя.
У нас же ученики могут сомневаться в словах преподавателя и отстаивать свою точку зрения. При этом они хорошо чувствуют субординацию. Также они не боятся говорить, что что-то не понимают.
Высокая планка. Мы всегда стараемся давать ученику задания немного сложнее, чем он может решить. Если видим, что нужно объяснить попроще, опускаемся на уровень ниже. Но потом снова повышаем планку. Потому что только так можно воспитать сильного ученика: ставить высокие цели и помогать ему преодолевать трудности. Учитель должен хорошо чувствовать эту грань.
Как готовиться к ЕГЭ
📆 Когда начинать. Первый тренировочный вариант дают в 10 классе. Я считаю, это правильно: лучше познакомиться со спецификой ЕГЭ в самом начале.
Далее можно систематически готовиться в течение года или интенсивно в последние два месяца. В первом случае ученик раз в неделю решает тренировочный тест и задаёт по нему вопросы. Во втором мы не чаще, чем раз в три месяца напоминаем об особенностях заданий ЕГЭ. Каждый из этих вариантов работает.
🛠 Что отработать. Все творческие задания, которые мы даём в 179-й школе, учат ребят писать тексты-рассуждения. Они тренируются находить проблему и логично её раскрывать. Это именно то, что нужно на сочинении в части C.
Но отличия таких сочинений от экзаменационных всё же есть. Я прошу их писать тексты не скучно и без клише, но на самом ЕГЭ лучше от этого уйти и писать по шаблону. Потому что так проще и быстрее. Качественный, небанальный текст нужно писать долго. Обычно мы проходим несколько редакций: ребята присылают мне тексты, и я им говорю, что хорошо, а над чем ещё нужно поработать. На ЕГЭ такой возможности нет.
Поэтому учитесь писать тексты-рассуждения для ЕГЭ. Берите темы для сочинений, пишите текст и показывайте его учителю, который сможет дать толковые замечания. Главное - много работать и каждый раз брать тему посложнее.
🔍 На что обратить внимание. Очень полезно смотреть вебинары о подготовке к ЕГЭ. Не только для школьников , но и для учителей. В них эксперты рассказывают о полезных деталях проверки ЕГЭ, о которых не знают школьники. Важно найти хороший вебинар с хорошим преподавателем. В этом плане интернет даёт потрясающие возможности.
Стоит учитывать и то, как ребёнок воспринимает информацию. Если он визуал, то ему нужно больше читать. Если аудиал - слушать вебинары. Кинестетику важно много писать, чтобы набить руку. Память у всех тоже работает по-разному: кто-то успевает много запомнить, кто-то только часть. Все эти особенности нужно принимать в расчет.
👩🏫 Понять, чего хочет эксперт. В тестовой части решайте как можно больше заданий от составителей ЕГЭ и сравнивайте свои ответы с теми, которые дают в демоверсиях. Так вы узнаете, что от вас ждут проверяющие.
Для написания сочинений советую пользоваться пособиями. Например, в книжке Н.А. Сениной сочинение очень грамотно разложено на составляющие. Автор объясняет, что учитывает составитель при выборе текста и .
⛔️ Типичные ошибки. Чаще всего школьники ошибаются в заданиях на орфоэпию - расстановку ударений. Здесь сложно высчитать закономерность, поэтому нужно запоминать. Также много ошибок на синтаксис и пунктуацию. Сложные предложения - одна из самых трудных тем в русском языке.
В сочинении допускают речевые и логические ошибки. Речевые связаны с тем, что наша устная речь опережает письменную. Другими словами, мы обычно не говорим так, как пишем. Поэтому школьники часто переносят в сочинение разговорную речь.
Над логикой же вообще мало работают в обычных школах. Обычно натаскивают на теоретические вопросы и пишут диктанты, но никто не учит рассуждать и выстраивать логику текста. Поэтому в сочинении так много ошибок.
Залог успешной подготовки
Попробуйте найти в предмете то, что вас цепляет. У вас должна быть мотивация его изучать и искать в нём свой интерес. Так вы начнёте понимать предмет и видеть систему, как всё устроено. А как только начнёте понимать - сможете справиться с любой задачей.
Возможно, это не получится с первого раза. Но обязательно получится со второго или третьего. Не бойтесь: всё это возможно и не так уж сложно. Я убеждена, что не бывает безнадёжных и слабых учеников. Любой человек способен сдать экзамен на высокий балл, тем более ЕГЭ.
Разработчики экзаменационных заданий ответили на самые частые вопросы выпускников
Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости
Один из двух обязательных экзаменов (второй - математика), который сдают все ученики. В этом году экзамен по русскому языку выпускники будут писать в день рождения А. С. Пушкина, 6 июня . Если результат окажется слишком низким, то экзамен можно будет попробовать пересдать в резервный день - 26 июня , или в дополнительный период - 4 сентября . Что нужно знать об экзамене, чтобы сдать его на максимальный балл с первого раза?
1. Сколько баллов можно получить на ЕГЭ по русскому языку?
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 58 первичных баллов. За грамотно написанное сочинение можно получить 24 балла.
Чтобы получить аттестат об окончании школы, необходимо набрать минимум 24 балла. А если одиннадцатиклассник планирует поступать в вуз, причем не важно, на какую специальность, экзамен необходимо сдать минимум на 36 баллов.
2. Сколько времени дается на выполнение всех заданий?
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 210 минут, или 3,5 часа.
3. Какие знания проверят на ЕГЭ по русскому языку?
Задания экзаменационной работы по русскому языку проверяют знание норм построения текста, лексических, орфографических, пунктуационных, грамматических норм современного русского литературного языка, умение создавать текст на основе прочитанного.
4. Из каких заданий состоит экзаменационный вариант?
Каждый вариант экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом (задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа и задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов).
Задания первой части проверяют усвоение участниками экзамена учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности: к последнему типу относятся задания, проверяющие владение грамматическими нормами (задание 7), умение находить средства связи предложений в тексте (задание 24) и использованные в тексте языковые средства выразительности (задание 25).
Часть 2 содержит одно задание (задание 26) - по прочитанному тексту. Выполняя это задание, экзаменуемый должен продемонстрировать умение анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.
Сочинение может быть написано экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).
5. В этом году появилось новое задание № 20. Что оно проверяет?
Задание № 20 будет проверять владение лексическими нормами русского литературного языка. Задание будет оцениваться в 1 балл.
Задание будет дано в двух вариантах:
- в виде исключения, то есть надо будет убрать лишнее слово;
- в виде замены, то есть слово надо будет заменить.
Алгоритм выполнения: сначала надо найти смысловое (семантическое) противоречие в предложении, вычленить ошибку и выполнить задание, исправив эту ошибку.
6. В чем сложность выполнения задания № 7?
Задание звучит так: «Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены».
Существует три типа , но на экзамене потребуется идентифицировать только морфологические и синтаксические ошибки.
Морфологические ошибки:
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
- неправильное употребление имени числительного.
Синтаксические ошибки:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
- ошибка в построении предложения с однородными членами;
- неправильное построение предложений с деепричастным оборотом;
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
- неправильное построение предложения с косвенной речью;
- ошибка в построении сложного предложения.
Прежде чем приступить к выполнению задания, авторы экзаменационных заданий советуют внимательно прочитать все предложения.
7. Чем отличается сочинение в ЕГЭ по русскому языку (задание № 26)?
Чтобы успешно написать сочинение по прочитанному тексту, разработчики советуют придерживаться следующего плана:
- сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
- написать комментарий к этой проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания и аргументации проблемы;
- указать авторскую позицию;
- высказать свое личное отношение к прочитанному, подкрепив свое мнение двумя литературными аргументами.
Но следовать этому плану жестко необязательно. В хорошем сочинении важна продуманная композиция. Можно ограничиться тремя базовыми частями: вступление, основная часть и заключение. А можно включить и другие части со своими микротемами в каждой.
Советы от разработчиков:
- Продумывать композицию нужно только после того, как определена проблема, поднятая автором в тексте. Важно не перепутать тему и проблему текста.
- Желательно привлекать в качестве аргументов произведения именно из .
- Можно привлекать в качестве аргументов современную и зарубежную литературу.
- Можно опираться на неклассические жанры литературы ( , детектив или триллер), но выбранный аргумент должен быть подан именно как аргумент.
- Ссылка на художественный фильм не является литературным аргументом, даже если речь идет об экранизации.
- Научно-популярные статьи и книги могут быть использованы в качестве литературного аргумента.
8. Как уровень сложности задания влияет на конечный балл?
Среди заданий базового уровня сложности есть задания с низким процентом выполнения - на них следует обратить особое внимание. Это задания, проверяющие правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (задание 14), знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (задание 19), знание функционально-смысловых типов речи (задание 22).
9. Что обязательно нужно учесть, чтобы получить максимальный балл?
В общем виде все необходимые советы и разъяснения даны в инструкции по выполнению работы перед вариантом КИМ. Поэтому следует внимательно читать инструкции к варианту и конкретному заданию. Следование этим советам позволит более рационально организовать работу на экзамене. Кроме общей инструкции, в каждой части работы даются рекомендации по поводу того, как нужно записывать ответ на задания того или иного типа. Перед выполнением заданий следует внимательно прочитать инструкции к каждому типу заданий.
10. Как правильно заполнить экзаменационный бланк?
Практика показала, что лучше вписать ответы сначала в КИМ, а затем аккуратно перенести их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответы на задания пишутся без лишних добавлений (пишется термин, понятие, ключевое слово или сочетание слов из текста и т. п.).
Ответ на задание 26 лучше сначала записать на черновике, а затем переписать в бланк № 2. Сочинение следует писать четко, разборчивым почерком. Записи в черновиках не учитываются при обработке и проверке работ.
Видеоконсультация по ЕГЭ по русскому языку от разработчиков экзамена:
Просмотры: 0
Утверждения школьных учителей о том, что «ты не ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.
На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).
Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.
Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.
Пороговые (минимальные) и средние баллы ЕГЭ по русскому языку
Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых) . При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного , правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.
Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых) . Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.
Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.
То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.
Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку
В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.
Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:
- Яндекс. ЕГЭ,
- Решу ЕГЭ,
- Незнайка ПРО.
Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:
- блок заданий с краткими ответами;
- вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;
- сочинение.
При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.
- Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.
- Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.
- Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.
- «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на -тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».
- Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.
Как сдать русский на максимальный балл
Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:
- обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;
- постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;
- разумно распорядится отведенным на экзамен временем.
Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.
В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:
- используйте КИМы как черновик,
- если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;
- если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;
- если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;
- после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;
- если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;
- за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;
- при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;
- не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;
- после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;
- если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.
Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:
- правильно определить поднятую автором проблему,
- написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),
- успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.
При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.
Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.
После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время - вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.
Русский язык входит в список обязательных предметов. Подготовка к ЕГЭ по родному языку должна начинаться желательно в 8-9 классе, т.к. русский действительно является сложным предметом. Все выпускники, как носители языка, путаются в случаях правильного правописания и произношения, когда разница между ошибочным и верным вариантом заключается только в замене пары букв или знаков. Создатели ЕГЭ, утверждающие тип заданий, ожидают воспитать грамотных граждан, также выступающих за красоту и частоту русского языка.
Что представляет собой ЕГЭ по русскому языку?
Структура экзамена сделано максимально доступной для учеников как с техническим, так и с математическим складом ума. По этой причине большую часть работы занимает тест, проверяющий знание основных правил современного литературного языка. На выполнение теста допустимо тратить не более 1 часа (всего экзаменуемым дается 3,5 часа, т.е. 210 минут), остальное должно быть посвящено написанию сочинения в задании №25. Как правило, школьники встречают затруднения во всех частях письменной работы.
Почему важно избегать ошибок?
В тестовой форме представлены 24 задания. Однако за правильное попадание в ключи в каждом из вопросов даются вовсе не 24 первичных балла. Дело в том, что в заданиях №№1, 3, 7, 15, 19, 20-24 предусмотрен выбор нескольких вариантов ответа, поэтому за правильные номера во всех клеточках даются дополнительные баллы. Всего получается около 35 первичных баллов за весь тест. Естественно, результат, переведенный в окончательные баллы намного выше. Даже без сочинения можно преодолеть порог при условии, что тест выполнен почти полностью с небольшим количеством ошибок. Это получится около 50 вторичных баллов, идущих в качестве итоговой оценки при поступлении. Значит, для тех, кто претендует только на коммерцию не в топовом вузе, работы будет относительно немного.
С другой стороны, возможность хорошо выучить правила для успешного выполнения теста – это хорошая новость и для тех, кто нацелен на поступление в элитные учебные заведения. На сдаче ЕГЭ по русскому можно выловить драгоценные в условиях жесткой конкуренции баллы просто потому, что это обязательный предмет. Даже если русский не связан с вашей будущей специальностью, высокие баллы помогут в поступлении, можно будет не переживать за то, что по «профессиональным» предметам (химия, биология для медиков, литература для журналистов и т.д.) будет недобор баллов.
Проанализируйте структуру всех заданий №1-24. Они построены не по одинаковым алгоритмам, но предполагают проверку знаний по определенным темам. Среди них самые главные – это «Орфография», «Пунктуация», «Понимание текста». После решения нескольких пробников пронаблюдайте, имеют ли сделанные ошибки систематический характер. Если да, то уделите вниманию комплексному подходу к определенной теме.
Выработайте чувство языка. Зачастую суть тестов заключается не в том, измените ли вы букву или ошибку правильно. Создатели ЕГЭ наводняют задания многочисленными уловками. Ваша задача – это не попасться на них и научиться объективно анализировать конкретные лингвистические случаи (привлекайте сравнения с исключениями, омофонами, похожими случаями правописания, из-за которых можно ошибиться в конкретной ситуации).
Обратите внимания на то, есть ли у вас ошибки в номерах, где ответ состоит из нескольких цифр. Вы должны полностью разбираться в теме задания, иначе на самом экзамены пробелы в знаниях станут более заметны сквозь призму стресса.
Сочинение под заданием №25 является самой серьезной заботой выпускников. С одной стороны, их переживания излишни, ведь сочинение вовсе не носит творческий характер и требует только соблюдения заданной структуры. Даже отсутствие поставленной речи не станет препятствием, т.к. любого ученика спасет «зубрежка» нескольких клише (достаточно знать около 10-15 точных фраз и выражений). С другой стороны, с определением проблемы текста правильно попасть в ключи бывает сложно, это требует отдельной тренировки. Так или иначе, из противоречивой характеристики этой работы вытекают две рекомендации по написанию по русскому языку, актуальные для всех школьников:
- Необходимо точно выучить порядок изложения и знать, что от вас хотят услышать в каждой из частей сочинения
- Нужно отдельно тренироваться в определении идеи текста, авторской позиции и проблемы текста