Богоявление господне. Крещение Господне (Богоявление): приметы и традиции, гадания и загадывание желаний Богоявление - другое название Крещения Господня
19 января Русская Православная Церковь совершает празднование Крещения Господня, или Богоявления. На Руси считали, что в ночь на Крещение открываются небеса, когда Иисус Христос входит в реку. Народное название праздника, «Водокрещи», указывает на главное крещенское событие - водосвятие, или водокрещение.
Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошёл на Христа в виде голубя.
Крещение всегда воспринималось как день очищения. Приготовления к празднику начинались накануне: избы мыли и тщательно выметали сор. В крещенский сочельник соблюдался строгий пост до первой «вечёрной» звезды. Взрослые люди полностью воздерживались от еды и стояли весь день на молитве. Даже дети и подростки старались ничего не есть.
Вечером все отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое русские крестьяне считали особенно важным тожеством. Украшение сосуда с освящаемой водой свечами, перевитыми лентами и разноцветными нитями, дало одно из названий крещенскому сочельнику в центральных губерниях – «свечки». В Сибири канун Крещения тоже был очень почитаем и назывался Великим сочельником.
По возвращении со службы и водосвятия крестьяне пили святую воду всей семьей, окропляли дом и скот. Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьей»: в него обязательно входили каша-кутья, блины, овсяный кисель.
Главным торжеством дня Крещения и Богоявления являлось «хождение на Иордань» и водосвятие. Многие люди, особенно хворые, умывались прямо из иордани; а те, кто участвовал в святочных развлечениях, окунался в прорубь целиком. Сюда же, на иордань, пригоняли скот, который священники окропляли освященной в реке водой.
Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако в скорбях или болезнях пить ее можно для укрепления в любое время.
Благодатная сила крещенской воды, освященной в праздник Богоявления в любом православном храме, совершенно одинакова. Освящением воды, Церковь свидетельствует христианскую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира.
Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией во вселенной, и всякое прикосновение к ней освящает и дарует благодатную помощь верующему человеку для совершения благих дел и выздоровления от болезней.
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимская, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною сильнейший меня, у которого я не достоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса, и Духа как голубя, сходящего на него. И глас был с небес: «Ты Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». (Мк 1, 4-11)
Крещение - любимый всеми праздник. В этот день о Боге вспоминают даже те люди, которые в обычной жизни от Церкви далеки. Одни выстраиваются в длинную очередь с пластиковыми бутылками, чтобы пополнить запас святой воды на весь год, другие же, те, кто обладает смелостью и здоровьем, ныряют в прорубь – «во иордань».
Но многие ли понимают смысл этого торжества?
Те, кто открывает церковный календарь, знают, что у праздника этого двойное название – Крещение Господне и Богоявление. Эта двойственность наиболее полно раскрывает смысл праздника, она дает ответ на вопрос: зачем крестился Христос?
Взял на Себя грехи наши
Смысл первый – смирение Господа. То, к чему призывает Иоанн, – «крещение покаяния для прощения грехов». Но в чем каяться Христу – Богу и Человеку, который ни к какому греху не причастен? И, тем не менее, крестясь, Спаситель берёт на Себя грехи мира.
«Христос отождествляет Себя со всеми людьми, всеми – без исключения – грешниками, нуждающимися в прощении, спасении, возрождении, с каждым из нас... – пишет известный богослов прошлого столетия протопресвитер Александр Шмеман. – Он, Спаситель, – с погибающими, ибо никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. Он соединяется с грешным человечеством, как позднее, в конце, Он, бессмертный, вольно соединится с человеком и в смерти».
Как всегда в Евангелии, читающему дается не только свидетельство о священном событии, но и нравственный урок. А с каким сердцем мы приступаем к покаянию? Стоит человек в очереди на исповедь и перебирает в уме свои прегрешения: да, накричал, но по делу, да, нарушил пост, но меня соседи творожком угостили. И выходит, что сам ни в чем не виноват, всюду подталкивали другие, так уж мир живет. Пусть даже человек назовет эти грехи, батюшка прочтет разрешительную молитву, только разве с таким настроением – покаяние? Вспомнить бы человек, как каялся за грешников Христос, сострадая им.
Освящается вод естество
Смысл другой – Богоявление, воссоединение падшей природы и Божественного. «Днесь освящается вод естество», – поет Святая Церковь. Для тех времен дело невиданное: ведь даже Красное море раздвигалось по велению Господа, чтобы пропустить израильтян, но, тем не менее, вода не освящалась (даже превращение воды в вино в Кане – не совсем то).
Современные ученые говорят, что человеческое тело на 60% состоит из воды. Но не об этом речь, конечно. А просто, если вода – самое простое вещество смогла стать святой, значит освятиться может и любая другая материя. А то, что свято – не может быть мертво, значит, тело человека должно воскреснуть. «В этом мире все, включая саму материю, самое вещество его, становится снова путем к Богу, общением с Ним, возрастанием в этой живой и вечной жизни», – пишет отец Александр Шмеман. Недаром в первые века христианства Рождество Христово и Богоявление отмечались в один день, чем подчеркивалась тайна вочеловечения Спасителя.
На что еще похоже эта «двоица» – Крещение и Богоявление? На смерть и воскресение. На таинства Исповеди и Причастия. Недаром святая вода – «агиасма» служит неким прообразом Святых Даров, и тем, кто отлучен от Причастия, разрешается ее вкушение.
К чему призван в таинстве Крещения обычный человек? Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Что именно за крест нам предназначен, мы, как правило, сразу сказать не можем. Но этого и не нужно. В таинстве Крещения мы становимся христианами, то есть обещаем быть верными Христу, исполнять Его, а не свою волю. В чем же это выразится конкретно – будет видно. Это потребует от нас смирения, перемены своей души («метанойя» – по-гречески «покаяние»), но в итоге приведет к единению с Богом и воскресению для вечной жизни в Его Царстве.
Наивные вопросы
– Говорят, что 18-го числа, накануне, бывает вода «богоявленская», а 19-го «крещенская». Какая лучше? Нужно ли набирать и ту, и другую?
– Разницы никакой нет абсолютно. И в тот, и в другой день вода освящается «великим чином», а во все остальные дни года – малым. Кстати, не стоит забывать, что в нашей Церкви празднование начинается с вечера предыдущего дня.
Набрать можно и той, и другой – отчего же нет? Только представьте себе, что придется толкаться у чана с водой, стоять в очередь; а кому-то за вашей спиной ждать придется дольше, в ином же храме тем, кто стоит последними, воды может не хватить.
Обычно правило простое: если мирянин молился вместе с батюшкой во время молебна об освящении воды, то конечно стоит ее набрать. Если же молились другие, а человек просто протянул пластиковую бутылку – будь что будет.
Кстати, в кафедральном соборе, святая вода будет раздаваться целую неделю после праздника Богоявления, и можно набрать ее и 20-го, и 25-го числа без всякой очереди.
– Если святой крещенской воды осталось чуть на донышке бутылки, а на календаре – июль, можно ли разбавить её?
– Конечно, ведь освящается естество воды, а не меняется ее химический состав. Все мы знаем, например, что при неаккуратном хранении, крещенская вода может и «зацвести» (является ли это указанием на грехи или нет – другой разговор). Но от этого она не становится менее святой.
– Если в крещенскую ночь «освящается вод естество», так может лучше набрать воды из крана и в церковь не ходить?
– Конечно, если человек живет в глухом лесу, прикован к постели или сидит в тюрьме, ничего иного ему не остается. Но если есть возможность пойти в храм – как можно этим пренебрегать?
Господь устроил так, что вода освящается при участии человека, по его молитве. И не только священник, но и все миряне, вся церковная полнота участвует в освящении воды. Ведь все вместе мы составляем Церковь – единое Тело Христово.
– Нужно ли нырять в прорубь? Некоторые говорят, что погрузиться в воду нужно ровно в крещенскую полночь, и к городским озерам в этот час устремляются потоки машин, даже пробки на дорогах. Обязательно ли нырять ровно в 12, как пить шампанское в Новый год под бой часов?
– Погружение в прорубь – во Иордань – всего лишь благочестивый обычай. Стоит иметь ввиду, что установлен он в Средиземноморской полосе, где реки не замерзают.
С другой стороны, это красивый обычай. А молодежь как бывает довольна таким приключением! И вера, и смелость, и горячая молитва – все проявляется здесь.
Стоит однако прислушиваться к рекомендациям врачей, и избегать ныряния в прорубь тем, кто страдает простудными, сердечно-сосудистыми заболеваниями, другими хроническими хворями. Представьте себе, погрузился человек, а у него лопнул сосудик – инсульт, или закровоточила язва желудка. Можно и погибнуть.
Что же касается стремления нырнуть ровно в полночь – это суеверие. В полночь начинается богослужение в храме, утреня, за ней – Божественная литургия, потом батюшка с крестным ходом идет на водоем, к «иордани» и освящает воду в проруби. Вот тогда нужно нырять! В зависимости от графика, в разных храмах это может произойти в три часа ночи, и в десять утра.
Нырять же не ради молитвы, а просто так, ради здоровья – рискованно и бессмысленно. Моржи ныряют, но закалка требует усилий и времени. А уж погружение в иордань в пьяном виде до добра точно не доведет.
Фотография: Татьяна Выборнова, "Крещенские купания"
Праздник Крещения тоже относится к числу двунадесятых, т.е. главных православных праздников, и он в России отмечается 19 января.
Как рассказывается в церковных книгах, этот праздник посвящен очень важному событию в жизни Иисуса Христа. Это событие связано с еще одним христианским святым, который известен как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель.
Еще раньше Христа у бездетных Елизаветы и Захарии родился мальчик, которого назвали Иоанн. По церковному преданию, он родился неспроста, а должен был исполнить в этой жизни очень важную задачу — подготовить народ к приходу Спасителя, стать его предтечей.
Еще совсем молодым Иоанн ушел жить в пустыню. Он одевался в одежды из звериных шкур, питался только медом диких пчел и корнями растений. Так он готовился к своему служению. О нем узнали окрестные жители и стали приходить посмотреть на него и послушать его слова. Он говорил: «Покайтесь в грехах своих — приблизилось Царство небесное, готовьтесь принять Спасителя. Он идет за мной. Креститесь в знак покаяния, я крещу вас водой, а он будет крестить Духом Святым».
Многие верили Иоанну, каялись и крестились в реке Иордан. С тех пор Иоанна стали называть Крестителем, а Предтечей его зовут потому, что он готовил людей к приходу Иисуса Христа, появился раньше его.
Христос тоже услышал об Иоанне и пришел к нему в пустыню. Когда же Иоанн увидел Христа, он сразу его узнал и сказал об этом людям, которые в это время были рядом с ними. Христос послушал Иоанна и попросил, чтобы тот крестил и его тоже. Иоанн долго отказывался и говорил Христу, что это он сам должен креститься у него. Но Христос настаивал, и в конце концов Иоанн крестил и его тоже.
Как пишется в Святом Писании, когда Иоанн крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан, открылось небо, и оттуда снизошел на Xриста Святой Дух в виде голубя, а с неба послышался голос Бога, который назвал Христа своим сыном.
Таким образом, по Священному Писанию, Крещение впервые показало миру Святую Троицу: Бог-Отец сказал с неба о своем сыне — Иисусе Христе, а Дух Святой явился всем в виде голубя. Поэтому праздник Крещения называется еще Днем Богоявления.
В этот день в церквах освящают воду и приносят ее домой. Эту «святую», или «богоявленскую», воду пьют сами, ею окропляют жилища, священник освящает ею иконы и другие предметы. Также считается, что именно в этот день вся вода в водоемах становится святой, поэтому принято нырять в прорубь, несмотря на лютые морозы, которые так и называются — «крещенские морозы».
Праздник Крещения совпадает в России с окончанием святок, поэтому он часто сопровождается совсем не церковными обрядами. В этот день можно встретить ряженых, а в крещенские вечера принято гадать о том, что каждого из нас ожидает в будущем.
Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: ; ; ; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от , и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» и спасти по благодати падший человеческий род.Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Христа Спасителя явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28: 19–20).
Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.
Проблемы эортологического синкретизма: праздники Крещения Господня и Рождества Христова
Динамика празднования Крещения Господня и этимологические переосмысления его названия
В древней Церкви, по крайней мере к IV веку, определились три главнейших праздника: Пасха, Пятидесятница и Богоявление. И именно последнее празднование напоминало о пришествии в мир Богочеловека Христа. На Востоке оно торжественно отмечалось 6 января. При этом, конечно, оно соотносилось не столько с конкретными историческими моментами из жизни Спасителя, но с самим уникальным фактом Его пришествия в мир, с явлением миру Богочеловека Христа, Младенца, Отрока и тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь.
В то же самое время отдельные христианские общины могли делать особые акценты, соотнося праздник Богоявления с теми или иными событиями из жизни Спасителя: Рождеством, поклонением волхвов, Крещением. Праздник Богоявления был также праздником «светов», хотя, согласно византийской традиции, сложившейся позднее, это именование было усвоено ставшему самостоятельным празднику Крещения Господня.
Известно, что ареал распространения праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января, был шире Египта: в древние времена он был распространен не только на востоке, но и в Галлии. А отдельный праздник Рождества 25 декабря стал отмечаться в Римской и Северо-Африканской Церквях. Надо отметить, что на Западе праздник Рождества, длившийся в течение двух недель, завершался поклонением волхвов, знаменовавшим явление воплотившегося Богочеловека языческому миру. Как известно, в латинской традиции празднование Крещения, хотя и было введено после Рождества, не получило такого значения, как на Востоке.
Там же шел обратный процесс: постепенно все в большем числе областей происходило перенесение даты Рождества Христова с 6 января на 25 декабря. Таким образом, в конце концов и на Востоке, и на Западе пришли почти к максимальной унификации в области вероучения и богослужения. Несмотря на разнообразие традиций и неспешность распространения литургической практики в силу приверженности местным обычаям, к середине V столетия в Византии было достигнуто полное единство. Даже в Армянской Церкви, впоследствии ставшей оплотом «единого» праздника, в течение некоторого времени после Халкидонского Собора совершался отдельный праздник Рождества.
Как бы то ни было, но вопрос о дате празднования Крещения Господня до сих пор вызывает серьезные споры. Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие в торжествах Юлиана Отступника еще до открытого его перехода на сторону язычества.
Существует несколько в разной степени достоверных и к тому же не однонаправленных свидетельств, принадлежащих святому Иоанну Кассиану Римлянину (360 – около 432) и сирийскому монофизитскому писателю Дионисию Бар-Салиби, в которых зафиксирована древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по Григорианскому календарю). См. также сирийское «Учение апостолов» (не позже начала IV в.). Однако данные фиксации не могут стать сколько-нибудь полными ответами на следующие вопросы: 6 января был по преимуществу праздником Рождества или, наоборот, Крещения; с какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников, а также когда Рождество Христово стали отмечать отдельно; как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления.
В системе византийских новолетий центральное место занимало 1 января. Неслучайным в связи с этим становится факт хронологического совпадения празднования Крещения с началом годового круга евангельских чтений. В Ефесе, городе святого апостола и евангелиста Иоанна, начинали данный цикл с Евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. В Иерусалиме в начале читали Евангелие от Матфея с подробным изложением Рождества Христова в Вифлееме, а в Александрии – Евангелие от Марка, которое открывается описанием Крещения на Иордане.
Если принимать рассуждения о том, что страдание и воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением, а значит 6 апреля – день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января – день Рождества, Богоявление в данном случае воспринимается как праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели .
Кроме того, одни древние авторы писали о празднике Богоявления 6 января как о празднике Крещения, другие – как о празднике Рождества, предлагая разные трактовки его происхождения. К первой группе относятся Ориген, святители Афанасий Александрийский, Климент Александрийский. Последний утверждал, что последователи гностика Василида праздновали крещение Иисуса 11 и 15 тиби – соответственно 6 или 10 января, что хорошо укладывалось в систему, согласно которой божественный Христос впервые явился на земле во время описываемого события .
У других древних авторов праздник Богоявления 6 января описывается как праздник Рождества, а именно: у святителя Епифания Кипрского, преподобного Ефрема Сирина, а также в древнем армянском лекционарии. Так, Епифаний сообщает о том, что идолослужители 5/6 января праздновали праздник Века (Эон) или Кореум (Coreum). При этом повсеместное распространение данного языческого празднования интерпретируется только как подтверждение силы и величия христианского Рождества Христова. Святитель Епифаний имел весьма оригинальный взгляд на даты Рождества и Крещения: Христос был рожден 6 января, а крещен – 8 ноября. Он писал в связи с чудесным претворением воды в вино в Кане Галилейской, что в первый день, то есть в 11 день тиби, египетские христиане черпали воду из Нила.
Преподобный Ефрем Сирин, несомненно, почитал праздник Рождества Христова 6 января, возможно, соединяя его с Крещением. Однако последующая традиция монофизитской Сиро-яковитской церкви, для которой он был одним из основополагающих столпов, предписывала праздновать Рождество и Крещение отдельно друг от друга.Паломницей Этерией упоминается обычай Иерусалимской Церкви – праздновать Рождество Христово в Вифлеемском храме 6 января , однако из-за лакун рукописи подробное описание праздника не сохранилось. Отчасти эти пробелы компенсируются древним армянским лекционарием, где упоминаются собрание на месте пастухов, бдение в церкви в Вифлееме, собрание на Богоявление в Мартирионе в Иерусалиме.
Что касается Апостольских постановлений, то в них Богоявление понимается только как торжество, прославляющее Крещение Господне .
Весьма полемичны и гипотезы, доказывающие совместное празднование Рождества и Крещения в Константинополе начала VII века. Используя обширную научно-богословскую аргументацию, игумен Дионисий (Шленов) приходит к однозначному выводу: «Не остается никаких оснований для неожиданно отпразднованного в Константинополе в начале VII века единого праздника Богоявления, восстановление которого в те годы могло означать – ни больше, ни меньше – отказ Византии от признания догматических определений» .
Из обзора ряда данных о праздниках Рождества и Крещения ясно, что древние авторы чаще писали только об одном празднике, а те, кто заявлял о двух, праздновавшихся в один день 6 января, делали это сквозь призму современной им практики – православной или инославной, как правило монофизитской. Так или иначе, в последующие времена для армян-монофизитов совместное празднование стало символом их искаженной христологии, в то время как раздельное празднование Рождества и Крещения означало для них несторианство. Однако отдельное празднование Рождества Христова 25 декабря, отмечавшееся в Западной Церкви и в североафриканских Церквях (не позже начала IV столетия) и постепенно принятое – еще до монофизитских споров – в Антиохийском, Константинопольском, Александрийском, а позднее и в Иерусалимском Патриархате, стало неотъемлемой частью литургического предания Православной Церкви.
С течением времени праздник Богоявления все более соотносился по смыслу с Крещением и его связь с рождественскими событиями ослабевала. В настоящее время в Православии Богоявление и Крещение – разные названия одного праздника, который является Господским и, празднуясь 6 января, причисляется к непереходящим. В связи с этим появляется и новое – отсутствовавшее в древности – толкование слова Богоявление , которое восходит к греческому Θεοφάνια, а также Επιφάνια – как явления Бога во время Крещения в полноте Троицы.
Праздник в православном богослужении
Богоявление входит в число великих двунадесятых праздников. Он в Православной Церкви совершается с величием, равным Рождеству Христову. Оба эти праздника, соединенные святками (с 25 декабря по 6 января), составляют одно величественное и душеспасительное торжество.
Канун праздника – 5 января – называется навечерием Богоявления, или сочельником. Его службы сходны со службой навечерия Рождества Христова.
В сочельник Богоявления 5 января (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды – еще и после литургии.
Чин великого освящения воды
Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды, которое осуществляется (в случае, если служится литургия святого Василия Великого) после заамвонной молитвы. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы). Благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV–V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя: «Вот настал и этот с томительным нетерпением ожидаемый момент крестопогружения. Вся толпа дружно подхватывает пропетый духовенством тропарь праздника и, не дожидаясь троекратного погружения креста в воде, начинает быстро погружаться в священные струи, пить их пригоршнями и наполнять ими свои фляжки, бутыли, кувшинчики и прочее, захватывая из под ног своих со дна реки на память и ее камешки»; «посредине храма Воскресения для этого водосвятия готовится продолговатый возвышенный помост… Посредине помоста ставится на возвышении в несколько ступенек водосвятный стол, покрытый пеленой и убранный большим воздвизальным крестом с частицей Животворящего Древа Господня, иконами, рипидами и подсвечниками. Под сенью этих святынь ставятся три серебряных сосуда, наполненные водой» . Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня . В навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча символизирует свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко кресту, и священник окропляет каждого святой водой.
Святоотеческая экзегеза праздника
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну трех Лиц Единого Бога и научает равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную, обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся обычной мыслью и словом объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю греховного естества. Она учит, что спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте драгоценной одежды, необходимой для спасения.
Беседы на праздник Богоявления известны еще в III веке: святители Ипполит, Григорий Чудотворец. Тогда же, в русле споров о раздельном или синкретичном праздновании Рождества и Крещения, появляются яркие произведения, в которых на твердых богословских основаниях, но весьма эмоционально обосновывается первая точка зрения. Так, святитель Прокл Константинопольский проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения» . А Косма Индикоплевт в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов».
Впоследствии – с IV по IX столетия – великие отцы Церкви ( , ) создали свои праздничные гомилии, искусно сочетающие в себе догматическое содержание и символико-аллегорическую образность.
Праздник в дохалкидонской и западной традициях
Для исторической и сравнительной литургики чрезвычайно любопытной является драматичная история установления единого дня празднования Рождества и Крещения в Армянской Церкви. В Армении, где, отвергнув Халкидонский Собор, стали исповедовать монофизитское учение, во второй половине VI столетия окончательно утвердился прежний обычай праздновать Рождество и Крещение в один день по указанию армянского католикоса Нерсеса II (548–557). Несомненно, возвращение к данной традиции было обусловлено их стремлением к как можно большему обособлению от Византии на религиозной почве. Подобная практика получает обильное обоснование во многих полемических трудах таких авторов, как Ширакуни (Анания Счислитель, около 600–670), Захария Дзагеци († 877), Ованес Eрзнкаци (из Плуза) (1220/1230–1293) и многие другие, которые, среди прочего, апеллировали к апостольским свидетельствам .
Что касается западной практики, то древнейшее упоминание о рассматриваемом праздновании содержится в послании папы Сирикия (384–399) епископу Химерию Таррагонскому (Испания). Однако у последующих понтификов – ни у святого Льва Великого, ни у святого Григория Великого – данный праздник не упоминается. Позднее, согласно римским сакраментариям VIII и IX столетий, праздновалось Рождество Христово и поклонение волхвов, но не Крещение. В результате последний праздник в латинском обряде полностью отделился от Богоявления и отмечается в следующее воскресенье за Богоявлением.
По данным проповедей папы Льва I (400–461), в Риме поклонение волхвов было единственной темой праздника. Она же закреплена и при восприятии римского чина в империи франков, но все же в галликанском богослужении в антифонах литургии часов – видимо, под влиянием восточной традиции – упоминаются три чуда: поклонение волхвов, Крещение, чудо претворения воды в вино .
Из-за тематической специфичности память Крещения Господня была перемещена на день октавы Богоявления. Предположительно, встреча сильной галликанской традиции (Крещение Иисусово – поклонение волхвов – чудо в Кане – умножение хлебов) с римской традицией (поклонение волхвов) привело к разделению праздничной фабульности. И поклонение волхвов осталось за 6 января, а крещение во Иордане перешло на день октавы. Отсюда и чтение евангельского фрагмента о чуде в Кане Галилейской во второе воскресенье по Богоявлении (ныне – во второе воскресенье годового круга).
Для праздника 6 января также предусмотрено сопровождающее празднование – Собор Иоанна Крестителя – на следующий день.
Католическое Богоявление имеет множество традиций. Во время мессы освящают мел, которым верующие пишут на своих домах буквы К, М и Б , символизирующие имена мудрецов – Каспара, Мельхиора и Балтасара, пришедших поклониться Иисусу. Этот день называется еще щедрым днем, а вечер накануне праздника – щедрым вечером, когда принято делать детям и родственникам подарки и раздавать пироги.
Итак, в результате диахронического развития праздник Крещения в латинском обряде полностью отделился от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье.
Иконография праздника
Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.
В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.
Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины.
Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.
Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.
С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.) .
Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника (иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в.).
В русских памятниках XVI–XVII столетий, несмотря на запрещение церковными Соборами изображать Бога Отца, в Богоявлении в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух.
Эта работа из блога Галя ГаляПраздник Крещения относится к
числу главных православных
праздников, и он в Росси отмечается
19 января. Как рассказывается в
церковных книгах, этот праздник
посвящен очень важному событию
в жизни Иисуса Христа. Это событие
связано с еще одним христианским
святым, который известен как
Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель.
Еще раньше Христа у бездетных
Елизаветы и Захарии родился
мальчик, которого назвали Иоанн. По
церковному преданию, он родился
неспроста, а должен был исполнить
в этой жизни очень важную задачу -
подготовить народ к приходу
Спасителя, стать его предтечей.
Еще совсем молодым Иоанн ушел
жить в пустыню. Он одевался в
одежды из звериных шкур, питался
только медом диких пчел и корнями
растений. Так он готовился к своему
служению. О нем узнали окрестные
жители и стали приходить посмотреть
на него и послушать его слова. Он
говорил: «Покайтесь в грехах своих -
приблизилось Царство небесное,
готовьтесь принять Спасителя. Он
идет за мной. Креститесь в знак
покаяния, я крещу вас водой, а он
будет крестить Духом Святым».
Многие верили Иоанну, каялись и
крестились в реке Иордан. С тех
пор Иоанна стали называть
Крестителем, а Предтечей его зовут
потому, что он готовил людей к
приходу Иисуса Христа, появился
раньше его. Христос тоже услышал
об Иоанне и пришел к нему в
пустыню.
Когда же Иоанн увидел Христа,
он сразу его узнал и сказал
об этом людям, которые в это
время были рядом с ними. Христос
послушал Иоанна и попросил,
чтобы тот крестил и его тоже.
Иоанн долго отказывался и
говорил Христу, что это он сам
должен креститься у него. Но
Христос настаивал, и в конце
концов Иоанн крестил и его тоже.
Как пишется в Святом Писании,
когда Иоанн крестил Иисуса
Христа в водах реки Иордан,
открылось небо, и оттуда снизошел
на Христа Святой Дух в виде голубя,
а с неба послышался голос Бога,
который назвал Христа своим сыном.
Таким образом, по Священному
Писанию, Крещение впервые
показало миру Святую Троицу:
Бог-Отец сказал с неба о своем
сыне-Иисусе Христе, а Дух Святой
явился всем в виде голубя. Поэтому
праздник Крещения называется еще
Днем Богоявления.
В этот день в церквах освящают
воду и приносят ее домой. Эту
«святую», или «богоявленскую»,
воду пьют сами, ею окропляют жилища,
священник освящает ею иконы и
другие предметы. Праздник Крещения
совпадает в России с окончанием
святок, поэтому он часто сопровождается
совсем не церковными обрядами. В
этот день можно встретить ряженых, а
в крещенские вечера принято гадать
о том, что каждого из нас ожидает в
будущем.
Интересные факты о празднике.
По народной молве считается,
что в этот день свершается диво
дивное, чудо чудное - над
Иорданью отверзаются небеса и
с них в воду сходит Истинный
Христос. Не все могут видеть это,
а лишь самые благочестивые люди.
Но если в это время святому небу
помолится грешник, то и его желания
сбудутся. Существует поверье, если
перед образом поставить чашу с
водой, да с верой на неё посмотреть,
то в крещенский полдень сама собой
вода всколыхнётся, её осенит и
освятит крещающийся Сын Божий.
По русским древним верованиям,
чудесным знамением сопровождается
явление Бога, потому как в силу
вступают самые мощные стихии.
Особенно в ночи Крещения и
Рождества. Предки наши верили,
что в крещенскую ночь вода
приходит в движение, памятуя о
Крещении Иисуса Христа. Это и
является истоками чудодейственной
силы воды.
В народной среде бытует поверье
об изменениях небесной стихии в
этот день, когда открывается небо
в крещенскую ночь, в Богоявленскую
ночь перед утреней, о чём попросишь
Бога, именно то и сбудется, потому
как в эту ночь небо представляет
собой не иначе, как открытые врата
к Господу. С праздником Крещения
не случайно связано много поверий,
которые связаны с судьбой человека.
Некоторые из них говорят о том, что
если крестить человека в день, когда
небеса отверзаются над землёй, то
будет он счастливейшим на всю жизнь.
Хорошим предзнаменованием
является также, если устроить в этот
день свадебное рукобитье, для
новобрачной четы жизнь пройдёт в
мире и согласии.
С Крещением Господним
поздравляю Вас!
Пусть морозы на крещенье
Принесут благословенье,
Теплоту, уют в Ваш дом.
Пусть наполнятся добром
Мысли, чувства и сердца.
Соберется пусть родня.
Пусть нагрянет в дом веселье
В этот праздник на Крещенье.
Желаю, с каждой каплей святой
воды, пусть прольется покой в
вашу душу и тепло в сердце.Пусть
в этот Святой день в душе у каждого
из Вас найдется место для любви
и прощения!
Пусть Святая вода смоет
груз тягот и беспокойства!
Дай Бог Вам сил сохранить чистоту
помыслов и открытость души в
длинной череде новый счастливых
дней наступившего года! Я желаю
Вам, чтобы в этот день Ваш дом
был открыт для друзей и близких,
и каждому нашлось в нем доброе
слово и место за праздничным
столом!